Оглавление

Вступление. 2

Екатеринослав. 2

Кавказ. 4

Крым.. 5

Кишинёв. 6

Одесса. 8

Заключение. 10

Литература. 12

 


Вступление

Стихи А.С. Пушкина, не предназначавшиеся для печати и направленные против значительных лиц, включая и царя, бродили по Петербургу, вызывая раздражение государственных лиц. Не менее шокирующим было и поведение молодого поэта: он проповедовал вольнодумство и независимость не только своими стихами, но и образом жизни. В конце концов, его вызвали для объяснений к генерал-губернатору.

Не достигшему совершеннолетия, Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Только благодаря этому (а также заступничеству его друзей - Карамзина, Чаадаева, Жуковского) формальной ссылки не было, Пушкина отправили на новое место службы. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, но зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом.

 

Екатеринослав

6 мая 1820 года наш поэт выехал из Петербурга на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Дорога, оторвав от суеты столичной жизни, дала Пушкину возможность осмотреться, спокойно осмыслить события последних лет. Итоги были такие: в Петербурге Пушкин стал поэтом, причём не только в собственных глазах, но и в глазах общества. Как жить дальше? Как писать? Эти мысли и вопросы изменили настроение и психологический облик Пушкина. Вместо взрывного  автора «Вольности», восклицавшего «Тираны мира, трепещите!», теперь мы видим другого Пушкина – он стал более  сдержанней, ответственнее. Ему пришло ясное понимание того, что отныне его жизнь неразрывно связана с поэзией, за каждое слово в стихотворении он несёт ответственность, его стихи влияют на его судьбу — ведь именно из-за них он оказался на пути в «южную ссылку». Девиз Пушкина стал таковым - «жизнь и поэзия — одно». Именно это мироощущение стало для поэта в период «южной ссылки» точкой опоры, в этот период он создаст «не только совершенно неповторимое искусство слова, но и совершенно неповторимое искусство жизни».

Пушкин в пути к своему новому месту службы, в Екатеринослав. Одновременно, генералу - лейтенанту И. Н. Инзову (будущему начальнику поэта) было направлено специальное письмо, в котором  излагались факты виновности поэта. Письмо, однако, возымело обратное действие. Иван Никитич Инзов отличался человеколюбием (даже имел орден Почётного легиона за гуманное обращение с пленными французами),  был человеком современных взглядов (увлекался тогда  модными масонскими идеями), поэтому письмо об опальном поэте оказалось для него хорошей рекомендацией.

Инзов сразу взял Пушкина под свою опеку. Он не загружал молодого поэта служебными делами, а предоставил ему максимально возможную свободу, а самым большим наказанием за многочисленные "шалости" был домашний арест с конфискацией сапог. Очень часто такие аресты спасали Пушкина от более крупных неприятностей. Вдали от Петербурга поэт не был лишен и светского общества. В то время на Юге России находились многие его знакомые, судьба сводила его с людьми, оставившими в жизни Пушкина заметный след. В эти годы он черпал знания не из книг, а из живого общения с интеллигентными людьми.

17 мая Пушкин, наконец, прибыл в Екатеринослав. Случилось так, что, ещё не приступив к своим служебным обязанностям, наш поэт, искупавшись в Днепре, простудился, слег в постель и тут-то впервые ощутил ужас полного одиночества. В это время в Екатеринослав  приехала семья генерала Н. Н. Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года. Путь ее лежал на Кавказские воды. Раевский приехал со своей женой Софьей Алексеевной, с сыновьями Александром и Николаем, и дочерьми -  Екатериной, Еленой, Марией и Софье. Пушкин с Раевским и его семьёй был давно знаком, поддерживал хорошие дружеские отношения.

 

Кавказ

Просьба Раевского-сына о разрешении Пушкину ехать с ним на Кавказ отцом была уважена, Инзов ничего против этого не имел, дал отпуск для лечения своему подчиненному, и в последних числах мая 1820 г. поэт, пробыв в Екатеринославе менее двух недель, неожиданно для себя отправился на Кавказ.

В первых числах июня Пушкин с Раевским добрался до Минеральных вод. Просвещённая семья Раевских сумела создать вокруг него благородную атмосферу, которая подействовала очищающим и успокаивающим образом на встревоженное и усталое сердце поэта. Пушкин был окружен дружеской заботой. С живым любопытством слушал он рассказы генерала Раевского о военных походах. Внимание его привлекла и юная Мария Раевская. Пушкин любовался ее детской непосредственностью.

Путешествие увлекло Пушкина. Все было для него  ново и необычно. Если прибавить к этому сильные впечатления от путешествия, от наслаждения Кавказом, то понятной сделается та удивительная перемена, которая произошла в настроении Пушкина: его стихи, его письма говорят нам о необыкновенном спокойствии, спустившемся на его душу, о безоблачном счастье, которым он наслаждался в течение этих нескольких месяцев.

По существу своему «искатель новых впечатлений», Пушкин был глубоко благодарен Н. Н. Раевскому за то, что тот вытащил его из Екатеринослава и одарил его этими впечатлениями. Одним словом, все в этой новой жизни было Пушкину приятно — и люди, которых он уважал, как немногих в своей жизни, и та милая, «семейная» обстановка, которая ласкала его сердце, и природа с новым нахлынувшим настроением. Впечатления от природы Кавказа, от его полубоевой, полукультурной жизни отразились в его письмах, в произведениях. Здесь, на Кавказе, начал он свою поэму «Кавказский пленник», посвящённую Н. Н. Раевскому, но закончил только через несколько месяцев.

 

Прими с улыбкою, мой друг,

Свободной музы приношенье:

Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье

И вдохновенный свой досуг.

 

Крым

5-го августа 1820 г., после двух месяцев, проведенных вместе на Минеральных водах, Пушкин с Раевскими отправился верхом через Крым. Во время переезда из Феодосии в Гурзуф, ночью, на корабле, написана была им элегия «Погасло дневное светило...». Три недели, до половины сентября, провел он в Гурзуфе. Это время, проведенное в Гурзуфе, на лоне успокаивающей природы Крыма, особенно благотворно отразилось на его душе. Он наслаждался Крымом с моря — с корабля, наслаждался во время экскурсий, поездок. Он наблюдал жизнь татар, мечтал над морем, к которому привязался всей душой. «В Гурзуфе жил я сиднем», писал он Дельвигу:  «купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностью неаполитанского lazzaroni (с итальянского - хулиган). Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря и заслушивался целые часы…»; «Проснувшись, увидел я картину пленительную: справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…»

В начале сентября Пушкин и Раевские снова в пути: верхом, через Ялту, Алупку, Симеиз, они отправляются сначала к развалинам Георгиевского монастыря, а потом в Бахчисарай, где осмотрели ханский дворец, посещение которого стало толчком к рождению замысла одной из самых пленительных поэм – "Бахчисарайский фонтан".

 

"Волшебный край, очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса..."

 

С пребыванием в Крыму связан целый ряд лирических стихотворений, написанных в 1820 году и позже. В 1824 г. только в Михайловском поэт возвращается воспоминаниями к увиденному в Бахчисарае “Фонтану слез” и посвящает ему стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Через несколько лет, работая над романом «Евгений Онегин», А.С. Пушкин проведет своего героя по тем же местам, где в 1820 году проехал сам.

Расставшись с Раевскими, лелея надежду увидеть опять их милое семейство и полуденный берег, Пушкин, проводив их до Симферополя, поехал в Кишинев.

 

Кишинёв

Наш поэт приехал осенью 1820 года из Крыма в Кишинёв на место службы, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова.

 Пушкина встретили в Кишиневе дружески. Его поселили в заезжем доме Ивана Николаевича Наумова, члена областной квартирной комиссии  (кстати, этот дом сохранился, в нем помещается, открытый 10 февраля 1948 г., дом-музей А. С. Пушкина.)

Начался кишиневский период жизни поэта, наполненный многообразными впечатлениями от общения с окружающими его людьми. Этот период жизни Пушкина на первый взгляд казался продолжением петербургского и отличался, пожалуй, только количественно: больше было "шалостей". Поэт беспрерывно влюблялся, дрался на дуэлях, поражал кишиневских жителей своими экзотическими нарядами - то оденется греком, то турком, то молдаванином, то евреем, - жил в цыганском таборе, был посетителем театра, где ходил по ногам, как Онегин, и участником все тех же дружеских пирушек и споров о политическом устройстве России.

Начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с И. П. Липранди (друг Пушкина) по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821).

Наш поэт нашел в Кишинёве давних и новых друзей и знакомых, такие как М. Ф. Орлов, П. И. Пестель, В. Ф. Раевский, К. А. Охотников, Н. В. Басаргин и другие.

Особенно большое впечатление произвел на Пушкина П. И. Пестель, участник Отечественной войны 1812 года, основатель и глава Южного общества декабристов, впоследствии казненный вместе с Рылеевым и другими. В своем дневнике поэт записал 9 апреля 1821 года о личности будущего руководителя Южного общества: «...умный человек во всем смысле этого слова», «один из самых оригинальных умов, которых я знаю».

Тогда же Пушкин встретился с «первым декабристом» В. Ф. Раевским, заключенным в тюрьму еще до восстания на Сенатской площади. Наверняка, Пушкин догадывался о тайном обществе, хотя существование противоправительственного заговора от него скрывали. Будущие декабристы, во-первых, знали, что полиция следила за Пушкиным, а во-вторых, горячность поэта была всем известна, он мог случайно не сдержать себя и открыть тайну.

В Кишинёве жизнь протекала не так тихо как на Кавказе и в Крыму, напоминала столичные проблемы. Эти годы, прожитые в Кишинёве, стали заметным этапом в жизни поэта.

 

Проклятый город Кишинев!

Тебя бранить язык устанет.

Когда-нибудь на грешный кров

Твоих запачканных домов

Небесный гром, конечно, грянет,

И — не найду твоих следов!

(«Из письма к Вигелю»)

 

В Кишинёве Пушкин много читал, пополняя свое образование, стремясь «в просвещении стать с веком наравне». Особенно любил творчество Джорджа  Байрона. Пользуясь моментом, заканчивал писать свои «южные произведения». За три года, проведенные в Бессарабии, Пушкин создал первую часть знаменитого романа в стихах “Евгений Онегин”, множество стихотворений «Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву», «Наполеон», «К Овидию», и другие произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.

 

Одесса

В июле 1823 года произошла перемена в судьбе ссыльного Пушкина. Тогда состоялся перевод Пушкина в Одессу, где он перешел в подчинение к новому наместнику Новороссийского края, куда более суровому графу М. С. Воронцову. Пушкин сам желал перевода в Одессу. Он писал брату: «Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу - я оставил мою Молдавию и явился в Европу».

 

Я жил тогда в Одессе пыльной:

Там долго ясны небеса,

Там хлопотливо торг обильный

Свои подъемлет паруса;

Там все Европой дышит, веет,

Все блещет югом и пестреет

Разнообразностью живой.

Язык Италии златой

Звучит по улице веселой,

Где ходит гордый славянин,

Француз, испанец, армянин,

И грек, и молдаван тяжелый,

И сын египетской земли,

Корсар в отставке, Морали.

 («Евгений Онегин»)

 

В Одессе поэт провел 13 месяцев. С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу России. Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.

Наш поэт продолжал свои занятия. Здесь им были написаны две с половиной главы "Евгения Онегина"; поэма "Цыганы", закончен "Бахчисарайский фонтан"; стихотворения: "Свободы сеятель пустынный", "Невинный страж дремал на царственном пороге", "Зачем ты послан был и кто тебя послал", "Ночь", "Демон", "Телега жизни", "Придет ужасный час", "К морю" и много других.

Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанным властью на окраину страны, но не изменившем главной своей любви, - внутренней свободы. Власть не может отнять у него внутреннюю свободу.

Он много проводил времени в обширной и богатой библиотеке Воронцова. Особенно заинтересовали Пушкина исторические сочинения. Здесь же он настойчиво изучал английский язык и перечитывал выдающегося немецкого поэта и мыслителя Гете и великого английского драматурга Шекспира.

В это время у нашего поэта сложились дружеские отношения с Елизаветой  Воронцовой, перешедшие в глубокое чувство. Ей поэт посвятил стихотворения "Храни меня, мой талисман", "Приют любви, он вечно полон", "Все кончено: меж нами связи нет" и многие другие. С ее мужем и начальником Пушкина в Одессе - графом Воронцовым - дружбы у поэта не получилось. Если Инзов относился к Пушкину отечески и не связывал его свободу, то Воронцов был настроен враждебно.  Очень скоро между ними сложились натянутые отношения.

Положение Пушкина в Одессе чрезвычайно осложнилось. Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбами определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эти просьбы «испорченностью» Пушкина, его «неисправимостью».

На быстрое решение правительства об удалении Пушкина из Одессы повлияло еще одно обстоятельство. Полиция вскрыла письмо поэта, в котором он сообщал, что берет уроки «атеизма» (имелись в виду атеистические беседы с врачом Воронцова). Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку — село Михайловское, имение его  родителей.

Так завершился южный период жизни Пушкина.

 

Заключение

После южной ссылки судьба вела Пушкина к романтизму. Необходимый набор "требований" к жизни поэта-романтика был налицо. Во-первых, он был изгнанником, покинувшим свет, сменившим фальшивую, неестественную обстановку, полную условностей и лжи, на жизнь естественную, природную, среди полудиких, но свободных людей, не испорченных цивилизацией. Неважно, добровольное или нет, было это изгнание.

Стоит обратить внимание на то, что Пушкин называет себя "самовольным изгнанником", и эта поэтическая неправда была, разумеется, допущена под влиянием судьбы и поэзии Байрона. Как раз в это время вся читающая Россия открывает для себя творчество английского лирика, и его поэзия становится невероятно популярной. Добровольное изгнанничество, бегство от света - судьба героев Байрона, их Бог - свобода. Именно под влиянием этого поэта Пушкин осваивает новый для себя жанр - романтическую поэму, динамичную, короткую, остросюжетную, создает новый тип героя - свободолюбивого, разочарованного индивидуалиста, для которого единственным и последним спасением становится любовь, обычно трагическая, не способная вернуть героя к жизни. Для большинства современников Пушкин стал известным поэтом благодаря своим "южным поэмам" - "Братья разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник", "Цыганы".

У кого, как не у Александра Сергеевича лучше всего развито чувство красоты и меры? Сложно даже найти сопоставимого литературного деятеля. В произведениях Пушкина мы зачастую видим невообразимо "гладкие", несложные конструкции, которые, однако, соединяются в могучую словесную силу: это несомненно требовало кропотливой и сложной работы. Нам ведь не так просто увидеть, сколько труда затрачено на какую-нибудь простую, "почти детскую" строчку...

Александр Сергеевич Пушкин внес немалый вклад в филологическую и лексическую ткань русского языка, сумел "огранить" алмаз русского слова, обработать его до такого состояния, в котором мы, ныне живущие, и привыкли видеть родной язык. Разве можно поспорить с тем, что именно Александр Сергеевич способствовал обогащению логики и красоты языка, силе и богатству фраз? Ведь даже иностранные филологи признают феноменальный вклад Пушкина в лингвистическое и культурное развитие и даже ставят его, чуть ли не на одну ступень с греческими мыслителями и словотворцами!

Невозможно в полной мере оценить значение Пушкина как для литературы, так и для истории России, ведь именно с Пушкинских произведений началось знакомство с грамотой и стихотворными произведениями у сотен тысяч простых людей, которые до этого и не подумали бы хоть как-то интересоваться литературой. Александр Сергеевич неуклонно возводил литературное искусство в разряд наивысшего российского достоинства, когда до его появления на небосклоне славы, литература занимала во многом лишь "праздное", увеселительное место в жизни большинства людей. Пушкин не только творил великое сам, но и указал верный путь многим поэтам и литературным гениям будущего. На него равняются и до сих пор.

 

Литература

1. Коровин В.И., Романтизм в литературной теории Пушкина. История романтизма в русской литературе. – М.: Наука, 1979.

2. Лотман Ю.М., Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. 2-е изд.  – Л.: Просвещение, 1983.

3. Кибальник С.А., Тема изгнания в поэзии Пушкина. Пушкин: исследования и материалы. – Л.: Наука, 1991.

4. Благой Д. Д., Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина.  – М.: Советский писатель, 1977.

5. Волков Г., Мир Пушкина. – М.: Молодая гвардия, 1989.

6. Вересаев В., Пушкин в жизни. – М.: Московский рабочий, 1987.

7. Бурсов Б., Судьба Пушкина. – Л.: Советский писатель, 1986.

8. Пущин И. И., Записки о Пушкине. Письма. – М.: Правда, 1989.

9. Черейский Л. А., Пушкин и его окружение. – Л.: Наука, 1976.

10. Трубецкой Б. А., Пушкин в Молдавии. – Кишинев: Лит. Артистик, 1990.

11. http://www.philosofiya.ru/na_uge.html

12. http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm

13. http://www.ostafyevo.ru/pushkin10.htm