Оглавление

Вступление. 2

Святогорский Успенский Монастырь. 2

Усадьба Тригорское. 4

Усадьба Михайловское. 7

История создания усадьбы Михайловское. 7

А. С. Пушкин в Михайловском.. 8

Усадьба Петровское. 13

Биография Абрама Петровича Ганнибала. 13

История усадьбы Петровское. 14

Парк. 15

Заключение. 15

Литература. 16

 


Вступление

 

Пушкинские горы - небольшой посёлок в Псковской области. Весь посёлок, по сути, это один большой музей, который включает в себя памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. На территории Пушкинских гор находится государственный музей-заповедник «Михайловское», объединивший места, теснейшим образом связанные с жизнью и творчеством поэта.

Музей-заповедник включает в себя три усадьбы - Михайловское, Тригорское и Петровское, а также Святогорский монастырь с могилой А.С. Пушкина и Ганибаллов, городища Воронич, Савкина Горка и другие небольшие объекты. Вся площадь заповедника составляет 10 000 га, а музейный фонд насчитывает свыше 37000 экспонатов (живопись, книги, скульптуры и прочее), среди которых семейные реликвии и мемориальные вещи всего рода Пушкиных.

 

Святогорский Успенский Монастырь

 

Святогорский Успенский монастырь находится в 120 км от Пскова в поселке Пушкинские Горы (до революции - Святые горы). Древние записи, положенные в основу "Повести о явлении Святогорских икон" повествуют, что в 1563 г. в пригороде Воронича близ речки Луговицы было явление иконы Богородицы пастуху Тимофею. Царица Небесная повелела Тимофею идти на Синичью гору, располагавшуюся в глухом и безлюдном месте. Оставив стадо, которое само разошлось по домам, Тимофей, достигнув Синичьей горы, начал там молиться. Явившаяся ему вторично Богородица приказала ему вернуться на то же место спустя шесть лет. Впоследствии Тимофей узнал явившийся ему образ среди икон местной Георгиевской церкви. Это была икона, называемая "Умиление". Спустя шесть лет Тимофей пришел на Синичью гору и, выкопав в соседней горе небольшую пещерку, пребывал там в посте и молитве сорок дней. Однажды при дивном свете и благоухании ему явился образ Божьей Матери Одигитрии. Владычица велела ему пойти в Воронич и передать местным священникам, чтобы они взяли из церкви икону Умиления и шли с крестным ходом на Синичью гору. Но тогда никто Тимофею не поверил. В наказание один из священников, Никита, лишился рассудка, однако случившееся ему в церкви грозное предупреждение от образа Умиления привели его в чувство. Наконец, в девятую пятницу по Пасхе 1569 года крестный ход из Воронича направился на Синичью гору. На горе во время чтения Евангелия был дивный свет, и народ увидел на сосне образ Одигитрии. Уже тогда во время крестного хода и на самой Синичьей горе были явлены исцеления от новообретенной святыни.

Псковский князь Юрий Токмаков сообщил о чуде царю Ивану Васильевичу Грозному. На горе решено было поставить часовню, которая вскоре сгорела, причем сама чудотворная икона осталась цела. Тогда царь Иван Васильевич приказал основать на том месте монастырь, причем престол храма был поставлен на пне той сосны, на которой было явление Одигитрии. Престол был освящен во имя Пресвятой Богородицы, ради Честнаго Ея Успения.

Иван Грозный направил в дар обители 15-и пудовый колокол, прозванный в народе "Горюном". Ныне нижняя его часть лежит у подножия холма, где стоит Успенский соборный храм. В июне 1944 года во время освобождения монастыря от фашистских захватчиков шли жаркие бои. Один из артиллерийских снарядов попал в колокольню, откуда немцы вели пулеметный огонь по бойцам Красной армии. Колокол упал вниз и раскололся. 

Позднее настоятель монастыря Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе, избравшим на царство боярина Бориса Годунова. Когда после Северной войны границы России отодвинулись к берегам Балтики, монастырь потерял военное значение. Теперь у его стен устраивались веселые ярмарки, приуроченные к престольным праздникам, на которых бывал и А. С. Пушкин.

Главная и древнейшая святыня монастыря - Успенский соборный храм, возведенный на месте чудесного явления иконы на вершине Святой Горы. Внутри храма мощные столбы несут своды и арки, освещенные через щелевидные окна барабана. Множество голосников усиливают молитвенное пение хора. С нижней площадки к храму ведут две крутые каменные лестницы, ступени которых сложены из цветных гранитных валунов. В ограде устроены восточные Анастасиевские ворота и северные - Святые; рядом с ними находится бывшая монастырская гостиница, фасад которой украшен мозаичным портретом А. С. Пушкина.

В древние времена из Святогорского монастыря начинался Псковский крестный ход. После трехдневного торжества в монастыре, чудотворные иконы Умиления и Одигитрии несли сухим путем до пригорода Воронич, далее на ладье по реке Сороть, затем по реке Великой; в Пскове приставали к берегу у Никитской церкви, здесь ночевали и наутро святые иконы переносились для литургии в Псковский Троицкий собор. Во время путешествия ладья приставала в деревнях, где были храмы, и после торжественной встречи и молебна, ладьи отправлялась далее.

В годы ссылки в село Михайловское, расположенное в 4 км от монастыря, поэт находился под духовным надзором Святогорского настоятеля и часто приходил в обитель. Работа в монастырской библиотеке и те впечатления глубинной народной жизни, которые он приобрел в Святогорье, сами седые стены древней обители и ее дух позволили поэту генерировать дивные эпические образы для "Бориса Годунова". Здесь навещал он и фамильное кладбище под стенами собора, где погребены его дед Осип Абрамович и бабушка - Мария Алексеевна Ганнибал. Святая гора стала усыпальницей рода Пушкиных, там были похоронены его отец и мать - Сергей Львович и Надежда Осиповна, брат Платон. Приехав в Святые горы уже после ссылки, поэт выкупил на монастырском кладбище место и для себя:

 

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Все ж ближе к милому пределу

Мне бы хотелось почивать;

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

 

Выполняя волю поэта сюда в феврале 1837 года привезли его бездыханное тело, здесь он обрел последнее земное упокоение. Памятник над могилой поэта находится у восточной стены собора на площадке, огражденной мраморной балюстрадой.

В советское время монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны собор значительно пострадал, был заминирован. Успенский собор вновь восстановлен 1949 году к 150-летию со дня рождения поэта. После Великой отечественной войны в соборе и монастырских корпусах была устроена экспозиция, посвященная истории обители, последним дням жизни и погребению А. С. Пушкина.

 

Усадьба Тригорское

 

В Тригорское из Михайловского ведет знакомая поэту "дорога, изрытая дождями", и уже отсюда, с опушки леса, открывается вид на три горы. Виден дом, украшенный портиками и колоннами, и парк на трех знаменитых холмах ... Тригорское - «приют сияньем муз одетый» - дом друзей А.С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Сюда, в Тригорское, юного Пушкина влекло уже с первого знакомства в памятное лето 1817 года:

 

... Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.

 

Обитателям Тригорского – Осиповым и Вульф, посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа "Евгений Онегин".

Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому.

Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк.

С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится его дочь - Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом.

С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек.

В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица.

"Вчера я посетил Тригорский замок, сад и библиотеку. Уединение его поистине поэтично, так как полно воспоминаниями о вас ...", - писал А. С. Пушкин Прасковье Осиповой во время ее отъезда.

В июне 1825 года Прасковью Александровну навестила племянница - Анна Керн. И романтическое увлечение ею отозвалось вдохновенными строками - "Я помню чудное мгновенье". Впрочем, романтическая приподнятость отношений вообще была свойственна обитателям Тригорского.

По словам А. Вульфа, деревенская жизнь Евгения Онегина "вся взята из пребывания Пушкина у нас, "в губернии Псковской". Здесь среди друзей возникало столь драгоценное для поэта состояние души - вдохновение. Оно рождало образы Татьяны, Ольги, Владимира Ленского ...

Отдельные уголки парка носят имена, связанные с написанием романа «Евгений Онегин». Напротив фундаментов старого дома расположена замечательная видовая точка - «скамья Онегина».

И потому, любители поэзии издавна связывали Тригорское с "домом Лариных", который стал известен читающей России. Потомки П.А. Осиповой бережно хранили домашний пушкинский музей.

Невдалеке от дома-музея и фундамента первого дома Вындомских на высоком каменном фундаменте во времена Пушкина стояла баня, в которой неоднократно ночевал поэт и проводил замечательное время летом 1826 года в компании своих приятелей Н.М. Языкова и А.Н. Вульфа.

Экспозиция посвящена пребыванию Пушкина с друзьями в Тригорском, их творчеству и литературным занятиям здесь. Это довольно большое здание могло служить и домом для гостей, и местом отдыха в летнюю жару, и в то же время было баней.

Тригорская семья выделялась культурными традициями и в тяжелое для Пушкина время ссылки радостно приняла его как поэта. Прекрасные обитательницы Тригорского - "девы гор" ждали его новых стихов, восторженно слушали его чтение поэмы "Цыганы" и, вероятно, угадывали личный смысл поэтических строк:

 

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

 

Вот почему к семье Осиповых и Вульфов у Пушкина было особое доверие. И когда у поэта возник план побега из ссылки за границу через Дерпт (Тарту), - он доверился сыну хозяйки Алексею, не без оснований рассчитывая на его помощь.

По ряду причин побег так и не состоялся, но встречи с А. Вульфом, человеком образованным, оказались весьма важны поэту, томившемуся в деревенской глуши.

После революции, в феврале 1918 года, Тригорское (как многие другие усадьбы) было разграблено и сожжено. "Грабили и жгли крестьяне, - вспоминал очевидец, - но руководили ими два лица с уголовным прошлым".

По фотографиям и документам Тригорский дом и его интерьеры восстановлены в 1962 году. Тогда же в нём был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о тригорских обитателях и дружбе с ними Пушкина, о его стихах, посвященных Тригорскому. В 1996-1998 гг. дом-музей капитально отремонтирован, его экспозиции дополнены.

В кабинете А. Вульфа - его портреты разных лет; портреты друзей -     А.С. Пушкина и Н.М. Языкова. Памятный ломберный столик, на нем неизменные спутники досуга - игральные карты. Старинное оружие - из такого Пушкин и Вульф (по его словам) "палили в звезду, укрепленную над воротами", состязаясь в меткости. Старинный шахматный столик - память и об онегинских строках, и о частных встречах, спорах ...

Среди книг выделяется мемориальная - с автографом А.Вульфа. Это книга немецкого философа И. Фихте "Назначение человека" (Лейпциг, 1801). Она - напоминание о широте интересов хозяина кабинета. Позже в своих "Дневниках" А.Вульф высоко оценил "Евгения Онегина" - роман, который "почти весь написан на моих глазах". Более того, образ Владимира Ленского напоминает некоторые черты А. Вульфа. Тем не менее, главная героиня романа - Татьяна Ларина.

В комнате - портрет Евпраксии Николаевны Вульф. Отношения с нею рождали легкие полушутливые строки:

 

Вот, Зина, вам совет: играйте,

Из роз веселых заплетайте

Себе торжественный венец -

И впредь у нас не разрывайте

Ни мадригалов, ни сердец.

 

Ее имя мы встретим на страницах "Онегина". Силуэтное изображение старшей сестры - Анны: она сохранила преданность Пушкину на всю жизни.

Поэтические уголки парка - "скамья Онегина", "дуб уединенный" и другие - представляют сегодня не только самостоятельную ценность, но вписаны в целостный мир усадьбы, названной самим Пушкиным - "приют, сияньем муз одетый".

 

Усадьба Михайловское

 

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина. Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения "Простите, верные дубравы!" и, кончая глубоко прочувствованными стихами "Вновь я посетил", написанными незадолго до гибели, пронес Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому - "обители трудов и чистых нег".

 

История создания усадьбы Михайловское

Усадьба Михайловское была заложена Абрамом Петровичем Ганнибалом (прадедом А.С.Пушкина) на месте деревни Зуево, вероятно, в начале 50-х годов XVIII столетия.

На межевом плане 1782 года отмечены деревянные барские строения, хозяйственный двор и регулярный партер к югу от парадного двора. Парка в усадьбе еще не было. В Михайловском поселяется сын А.П. Ганнибала, Петр Абрамович (дед А.С. Пушкина). Он перестраивает усадьбу по классическим образцам конца XVIII века, разбивает парк. Усадебный ансамбль, выстроенный А.П. Ганнибалом, существовал до начала 1860-х годов.

После смерти А.П. Ганнибала (1806г.) Михайловское унаследовала его дочь, Надежда Осиповна (мать А.С. Пушкина). Семья Пушкиных проводила в усадьбе летние месяцы. А.С. Пушкин впервые приехал в Михайловское в 1817-м. Главным историческим событием для родового поместья и А.С. Пушкина стали годы его ссылки в Михайловское (1824-1826гг.). Здесь он почувствовал связь с предками и осознал свое поэтическое призвание. Жизнь в усадьбе стала творческой лабораторией, в которой раскрывались картины дворянской провинциального и крестьянского быта, древней истории России и судьба самого поэта.

Архитектурный облик парадного двора пушкинского времени известен по рисунку псковского землемера И.С. Иванова, литографированному художником А. Александровым. Композиционным центром двора является скромный барский дом, одноэтажный, с двумя боковыми и одним центральным входами, высокая тесовая крыша дополняет композицию.

Одноэтажные небольшие строения вместе с главным домом составляют каре парадного двора с севера. С восточной стороны каре продолжено двумя флигелями. В центре двора устроен объездной дерновый круг в виде газона. Территория двора с запада обнесена простым забором, близ которого виден огород и пологий спуск в долину реки Сороти. Такой вид усадьба имела в период Михайловской ссылки А.С. Пушкина (1824-1826гг.), не изменилась к году его гибели и лишь медленно разрушалась, пока Михайловское находилось под опекой до совершеннолетия детей поэта.

Когда, вначале 1860-х годов, в Михайловском поселился младший сын поэта, Григорий Александрович Пушкин, он заново выстроил дом и службы. Частично перепланировал парк. От прежней усадьбы сохранился флигель-банька и круглый газон, в центре которого Г. А. Пушкин, в память о предках Ганнибалах и отце, посадил вяз, привезенный из усадьбы Петровское. Сын поэта занимался сельским хозяйством и животноводством; при нем значительно увеличилась площадь хозяйственного двора, появились каменные строения ледника и льнохранилища, рига, скотные дворы. В 1899 году, в связи с подготовкой к празднованию столетия со дня рождения А.С. Пушкина, усадьба была приобретена государством по инициативе псковского дворянства.

В 1911 году в Михайловском был открыт первый в России дом-музей поэта, построенный по проекту известного архитектора В. А. Щуко. Архитектурная композиция дома в целом была создана на основании изображения на литографии 1838 года, но Щуко имел целью создать не жилой помещичий дом, а мемориальный архитектурный знак, посвященный памяти национального поэта. Дом имел черты неоклассического стиля и условную планировку, созданную для туристического показа музея. Перестроенный Г.А. Пушкиным (младшим сыном поэта) флигель-банька, уже получивший музейное наименование "домика няни", был сохранен Щуко в составе парадного двора.

Во дворе возле дома стоит маленькая пушечка. Из неё в семье Пушкиных стреляли холостыми зарядами по праздникам или при приёме важных гостей. Она была нужна исключительно ради забавы.

Архитектура нового деревянного дома-музея была характерной для выставочных павильонов советской предвоенной эпохи. Дом, поставленный на высокий цоколь, имел широкие окна, парадное центральное крыльцо-трибуну, торжественные пилястры в простенках и широкий аттик в завершении фасада. Этот дом должен был стать официальным символом массового признания поэта.

 

А. С. Пушкин в Михайловском

Взрослым Пушкин впервые побывал в Михайловском летом 1817 года. Его родители собирались провести это лето, по обыкновению, в своем псковском имении, и поэт, только что, окончив Лицей и получив отпуск «для приведения в порядок домашних дел», отправился туда вместе с ними 9 июля. В его дневниках сохранилась запись о первом приезде в Михайловское: «Вышел из Лицея и тотчас почти уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и прочее…»

Юный поэт был очарован здешней природой. Он проводил много времени не только в Михайловском, но и в доме своих новых знакомых Осиповых-Вульф, гостил у двоюродного деда Петра Абрамовича Ганнибала в Петровском. Пушкин прожил в деревне полтора месяца и в стихотворении «Простите, верные дубравы!», написанном перед отъездом, тепло говорил о проведенных здесь днях.

Вторично поэт приехал в Михайловское летом спустя 2 года (1819г.). В тот период он создал здесь знаменитое антикрепостническое стихотворение «Деревня». Начало его - светлое, приподнятое описание здешнего пейзажа, радость встречи с родными местами:

 

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

 

Через месяц, 11 августа 1819 года, поэт уехал из Михайловского, написав накануне отъезда проникнутое любовью к нему стихотворение «Домовому».

Пушкин словно предчувствовал, что расстается с «поместьем мирным» на долгое время. Не прошло и года, как юный поэт был сослан на Юг за то, что, по утверждению императора Александра I, «наводнил всю Россию возмутительными стихами». Южная ссылка разлучила Пушкина с Михайловским на пять лет. И вот 9 августа 1824 года он снова вернулся в родное гнездо:

 

А я от милых южных дам,

От жирных устриц черноморских

От оперы, от темных лож

И, слава богу, от вельмож

Уехал в тень лесов Тригорских

В далекий северный уезд;

И был печален мой приезд.

(«Путешествие Онегина», из ранних редакций)

 

Последующая ссылка опального Пушкина должна проводиться в селе. Царское правительство, определив ее местом село Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, поэт чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет «нелепым существованием». Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался впервые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству. Он еще более сблизился и подружился с Осиповыми-Вульф из Тригорского, которое стало для него вторым домом. В первой половине ноября 1824 года из Михайловского уехали брат поэта Лев Сергеевич и сестра Ольга Сергеевна, а через некоторое время и родители.

Пушкину предстояло провести здесь многие месяцы Михайловского изгнания. Впрочем, поэт не думал, что его пребывание в Михайловском будет длительным. Он всерьез намеревался бежать за границу и несколько месяцев не оставлял попыток уехать туда под предлогом лечения аневризма. Но его планы остались неосуществленными.

В Михайловском, по выражению поэта, «в строгом уединении, вдали охлаждающего света» он приглядывался к окружающей действительности. Здесь он полюбил северную природу. Все это придало ему новые творческие силы.

Друзья радовались его успехам. К. Ф. Рылеев писал в Михайловское: «Ты идешь шагами великана и радуешь истинно русские сердца». В период ссылки Пушкин со всей тщательностью и требовательностью к себе подготовил книгу «Стихотворения Александра Пушкина», которая разошлась с невиданной для того времени быстротой. И.И. Пущин, посетивший Пушкина в Михайловском, рассказывал ему, как он популярен; говорил, что «читающая публика благодарит его за всякий литературный подарок, что стихи его приобрели народность во всей России».

Выдающимся «литературным подарком» и «в высшей степени народным произведением», по словам В. Г. Белинского, явился гениальный роман в стихах «Евгений Онегин», центральные главы которого, с конца третьей до начала седьмой, поэт писал в Михайловском. Здесь же Пушкин, по его словам, «в два утра» создал сатирическую поэму «Граф Нулин». Сюжет ее основан на происшествии, случившемся в соседнем с Михайловским уездном городке Новоржеве.

Любопытные сопоставления Пушкина «деревенского» и «столичного» сделала Анна Петровна Керн: «С Пушкиным я опять увиделась в Петербурге, в доме его родителей, где я бывала почти всякий день, и куда он приехал из своей ссылки в 1827 году, прожив в Москве несколько месяцев. Он был тогда весел, но чего-то ему недоставало. Он как будто не был так доволен собою и другими, как в Тригорском и Михайловском ... Там, в тиши уединения, созрела его поэзия, сосредоточились мысли, душа окрепла и осмыслилась».

Брат поэта, Лев Сергеевич, также отмечал, что в Михайловской ссылке «... талант его ... окрепнул и, если можно так выразиться, освоеобразился. С этого времени все его сочинения получили печать зрелости».

Оторванный от общества, запертый в «глуши лесов сосновых», поэт не утратил в годы ссылки связи с друзьями. Еще с лицейской поры у него было развито чувство дружбы и товарищества. Он остался верен ему до конца своей жизни.

В Михайловском Пушкину пришлось одному, в разлуке с друзьями, встречать традиционную лицейскую годовщину. Посвященное этой дате стихотворение «19 октября» проникнуто глубокой грустью:

 

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет.

 

Первым, кому поэт «пожал от сердца руку», был самый преданный и благородный из его друзей, близкий ему еще с лицейских лет, - И. И. Пущин.

11 января 1825 года, рано поутру, Пущин подъехал к парадному крыльцу Михайловского дома. Впоследствии в своих воспоминаниях он так писал об этом эпизоде:

«Кони несут среди сугробов... Вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

Я оглядываюсь; вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около восьми часов утра… Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один - почти голый, другой - весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза… мы очнулись. Совестно стало перед этою женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, - чуть не задушил ее в объятиях.

Вообще Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость… Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе».

Пущин погостил в Михайловском только день и ночь, а под утро 12 января уехал. Эта встреча близких друзей оказалась последней: в декабре того же года, Пущин был арестован за участие в Декабрьском восстании, а затем отправлен на каторгу в Сибирь. Несколькими месяцами позже поэт с волнением вспоминал отрадные минуты встречи с другом в стихотворении «19 октября»:

...Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

 

На протяжении почти всего срока Михайловской ссылки Пушкин стремился любыми способами вырваться на свободу. Однако его настойчивые и продолжительные обращения к друзьям похлопотать перед властями об изменении его судьбы реальных результатов не давали. В письме Жуковскому Пушкин кратко изложил историю своей опалы, обещая, что впредь «не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости». Любопытно, что, давая это обещание сохранять лояльность по отношению к правительству, Пушкин писал в том же письме: «Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный, я храню его про самого себя...»

По совету друзей, Пушкин обратился к Николаю I с прошением, в котором, обещая не противоречить своими мнениями «общепринятому порядку», просил императора для постоянного лечения аневризма «позволения ехать для сего или в Москву, или в Петербург, или в чужие края». К письму было приложено медицинское свидетельство из Псковской врачебной управы о болезни Пушкина и его подписка «впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем ни существовали, не принадлежать».

Не имея прямых улик о противоправительственной деятельности Пушкина, но, ничуть не веря в его лояльность по отношению к себе, царь решил разыграть с ним спектакль: вызвать в Москву, где окончательно решит его судьбу.

В сентябре 1826 года доставленному из Михайловского в Москву Пушкину царь «милостиво» объявил об освобождении из ссылки и о том, что отныне он будет личным цензором поэта. О верности идеалам декабризма Пушкин иносказательно заявил в стихотворении «Арион», написанном вскоре после освобождения из ссылки:

 

…На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою...

 

Через два месяца после освобождения из ссылки поэт снова приехал в Михайловское, чтобы привести в порядок рукописи, библиотеку. Вернувшись в Москву, Пушкин пробыл там до весны 1827 года, а потом отправился в Петербург. Из столицы он намеревался ехать, как писал брату, «или в чужие край, т. е. в Европу, или восвояси, т. е. во Псков ...». За границу Пушкин не поехал, а как сообщил Дельвигу, «убежал в деревню, почуя рифмы». Оттуда поэт писал своему другу: «Я в деревне и надеюсь много писать ... вдохновенья еще нет, покамест принялся я за прозу».

Большую часть более чем двухмесячного пребывания в деревне Пушкин посвятил работе над историческим романом «Арап Петра Великого» - своим первым опытом в прозе. Тогда же он написал стихотворение «Поэт» и еще несколько стихотворений, начал седьмую главу «Евгения Онегина».

После освобождения из ссылки Пушкин не получил желанной свободы. В тяжелой атмосфере светского Петербурга ему не было «отрады», он все чаще и чаще мысленно искал ее в родной деревне, в близости к народу, в полюбившейся навсегда природе.

В мае 1835 года Пушкин снова приехал в Михайловское. По воспоминаниям М. И. Осиповой, он выглядел скучным, утомленным: «Господи, говорит, как у вас тут хорошо! А там-то, там-то, в Петербурге, какая тоска зачастую душит меня!..»

Эта встреча, хотя и короткая, с родным уголком, с тригорскими друзьями, вероятно, усилила желание поэта переселиться в деревню из ненавистного Петербурга и укрепила его решимость добиваться отставки. Но, по горькому выражению Пушкина, «плюнуть на Петербург да удрать в деревню» не удалось. Пушкину предложили лишь отпуск на четыре месяца, и он воспользовался этим.

В последний раз Пушкин побывал в Михайловском в апреле 1836 года. Никогда еще поездка сюда не была для него столь печальной: он вез гроб с телом матери для захоронения в Святогорском монастыре.

Михайловское являлось для Пушкина безмерно дорогой частицей родного отечества, великим сыном которого он стал. Здесь он увидел народную жизнь, сельский быт, захватывающую красоту русской природы.

 

Усадьба Петровское

 

Биография Абрама Петровича Ганнибала

В биографии Ганнибала до сих пор ещё много невыясненного. Сын владетельного князька Ибрагим (Абрам) родился, вероятно, в 1688 году (или 1696) в Африке. Традиционная версия связывала родину петровского арапа с севером Эфиопии. На восьмом году жизни он был похищен вместе с братом и привезён в Стамбул, откуда в 1705 году Савва Рагузинский привёз чёрных братьев в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы, державшему и прежде «арапов».

В виленской церкви Параскевы Пятницы мальчики приняли православие; восприемниками были царь Пётр (давший ему и отчество) и королева польская Кристиана Эбергардина, жена короля Августа II. Ибрагим получил русифицированное имя Абрама, его брат имя Алексея.

Брат Абрама, Алексей Петрович, карьеры не сделал, служил гобоистом в Преображенском полку, был женат на крепостной ссыльных князей Голицыных. В семье Ганнибалов память о нём не сохранилась, и о его существовании стало известно лишь из архивов петровского времени в XX в.

Абрам Петрович «неотлучно» находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах. В 1716 поехал с государем за границу. Быть может, он занимал при царе должность денщика, хотя в документах он трижды упоминается наряду с шутом Лакостой. В это время Абрам получал жалованья 100 рублей в год. Во Франции Абрам Петрович остался учиться; пробыв 1,5 года в инженерной школе, поступил во французское войско, участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана. Вернувшись в Россию в 1723, определён в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

Известен вклад Ганнибала в развитие картофелеводства в России. Первая грядка с картофелем появилась в России ещё при Петре Великом. Первый русский император выращивал картофель в Стрельне, надеясь использовать как лекарственное растение. В 1760-х годах Екатерина II решила, что «земляное яблоко» можно попробовать использовать в голодные годы, и поручила Абраму Ганнибалу, который был знаком с этой культурой, заняться у себя в усадьбе разведением картофеля.

Таким образом, усадьба Ганнибалов стала первым местом в России, где появились сначала небольшие, а потом и обширные картофельные поля, которые вскоре переместились и на территории соседних поместий.

Крестьяне сначала очень насторожённо отнеслись к «земляному яблоку», но в некоторые годы картофель спасал от голода, и недоверие к нему постепенно пропало.

 

История усадьбы Петровское

Само название вотчины – Петровское – открывает богатейший исторический пласт. Рядом с деревенькой Кучане, возродилось родовое имение предков А.С.Пушкина, подаренное в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной прадеду поэта, выходцу из Африки, крестнику, воспитаннику, сподвижнику Петра I, Абраму Петровичу Ганнибалу, названное им в честь своего великого благодетеля.

История А.П. Ганнибала и его сыновей всегда интересовала Пушкина. В годы Михайловской ссылки поэт начинает обдумывать возможности художественного воплощения образа Ганнибала. В 1825 году в примечаниях к первому изданию первой главы романа "Евгений Онегин" Пушкин приводит биографическую справку о своем прадеде, обещая "издать полную его биографию". К, сожалению, роман "Арап Петра Великого", над которым Пушкин работал в конце лета 1827 года в Михайловском, остался незаконченным, но довольно подробно он рассказал историю жизни прадеда - военной, политической деятельности и семейных обстоятельств в статье "Начало автобиографии" (1834).

После кончины Абрама Петровича (1781 г.), согласно раздельному акту 1782 года, Петровское унаследовал его сын Петр Абрамович - двоюродный дед Пушкина. Это был единственный из многочисленных детей царского арапа, с которым поэт поддерживал живые связи. Петр Абрамович скончался в июне 1826 года, пережив братьев своих и сестер более чем на 20 лет. От него Пушкин получил интереснейшие документы, касающиеся родословной Ганнибалов.

"По смерти Петра, - писал Пушкин, - движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного". И в этом "движении" Ганнибалы сыграли значительную роль.

 

Парк

Великолепным обрамлением возрожденного усадебного дома предстает старинный регулярный (французский) парк Петровского, достаточно хорошо сохранившийся с характерными чертами стиля Петровской эпохи. Четкая геометрическая планировка территории, равной почти девяти гектарам, удивительно удачно задействованный для этого естественный характер рельефа с подъемами и спусками уже более двухсот лет несет на своей поверхности стройные фаланги липовых аллей. Система декоративных и хозяйственных прудов, топография садовых элементов и аксессуаров; очертания аллей в сочетании с открытыми пространствами создают гармоничный образ неотразимого воздействия.

Гений – одухотворитель этого уголка земли А.С. Пушкин одарил этот край звуками чарующей лиры и мудрой прозы. И, кажется, всегда вход на главную аллею парка с романтическим видом на беседку-грот, в проемах которой сияют манящие водные дали, предварял поэтический мрамор:

 

В деревне, где Петра питомец,

Царей, цариц любимый раб

И их забытый однодомец,

Скрывался прадед мой арап.

Где, позабыв Елисаветы

И двор и пышные обеты,

Под сенью липовых аллей

Он думал в охлажденны леты

О дальней Африке своей ...

 

Заключение

 

Пушкин был первым из русских поэтов, творчество которого стало известно и признано в современной ему и позднейшей Европе. Он по праву причислен к тем поэтам мирового значения, среди которых такие имена, как Данте, Шекспир, Гете и еще очень немногие другие.

Михайловское, как и другие музейные объекты Пушкинского Заповедника, стало крупнейшим научно-музейным учреждением по пропаганде творческого наследия великого поэта. Широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом получили Пушкинские праздники поэзии, проводимые с 1967 года ежегодно в Михайловском в первое воскресенье июня.

Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, в "гости к Пушкину", ежегодно приходят сотни тысяч почитателей его гения. И каждый из них, входя в заповедные михайловские рощи и с каждым поворотом дороги открывая новую пленительную их красоту, как бы ждет встречи с самим Пушкиным, вспоминая его строки:

 

... Кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

 

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.

Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником "Михайловское", овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

 

Литература

 

1. Алексеев Н. …Вновь я посетил. – СПб.: ЗАО «Санпресс», 2007.

2. Высочина Е. И.. Образ, бережно хранимый. М. «Просвещение», 1989.

3. Лотман Ю. М.. Александр Сергеевич Пушкин. Л. «Просвещение», 1982.

4. Можайко И. Всероссийский музей А. С. Пушкина. – СПб.: «Альфа-Колор», 2006.

5. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987.

6. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. – М.: «Художественная литература», 1987.

7. Помолитесь обо мне. Листки Святогорского монастыря. Выпуск № 2. – СПб.: «Тандем», 2007.

8. Синдаловский Н. Пушкинский круг. Легенды и мифы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

9. http://pushkin.ellink.ru

10. http://pushkin.niv.ru

11. http://www.arinahotel.ru