Хужахметова Регина

МОУ "СОШ-№7" 7 класс

АКТЕР

 Рассказ этот -- истинное происшествие. Случилось в Астрахани. Рассказал
мне
     об этом актер-любитель.
     Вот что он рассказал:
     "Вот вы меня, граждане, спрашиваете был ли я актером? Ну, был. В театре
играл.  Прикасался  к этому  искусству.  А только  ерунда.  Ничего этом  нет
выдающего.
     Конечно, если подумать глубже, то в этом искусстве много хорошего.
     Скажем,  выйдешь  на сцену, а  публика  смотрит.  А  средь  публики  --
знакомые,
     родственники со стороны жены, граждане с дому. Глядишь - подмигивают с
     партеру -- дескать, не робей, Вася, дуй до горы. А ты, значит, им знаки
делаешь
     -- дескать, оставьте беспокоиться, граждане. Знаем. Сами с усами.
     Но если подумать  глубже,  то ничего в  этой  профессии  нету хорошего.
Крови больше испортишь.
     Вот раз ставили мы пьесу "Кто виноват?".  Из прежней  жизни. Очень  это
сильная
     пьеса.  Там, значит, в одном акте  грабители  купца грабят на глазах  у
публики. Очень
     натурально  выходит. Купец, значит,  кричит, ногами  отбивается. А  его
грабят. Жуткая пьеса.
     Так вот, поставили эту пьесу.
     А перед самым спектаклем один любитель, который купца играл, - выпил. И
в
     жаре до того бродягу, растрясло, что, видим, не может роль купца вести.
И, как выйдет
     к рампе, так нарочно электрические лампочки ногой давит.
     Режиссер Иван Палыч мне и говорит:
     -- Не придется, говорит, во втором акте его  выпущать. Передавит, сукин
сын,
     все  лампочки. Может, говорит, ты заместо его сыграешь. Публика - дура,
не поймет.
     Я говорю:
     -- Я, граждане,  не могу, говорю, к рампе выйти. Не просите. Я, говорю,
сейчас два
     арбуза съел. Неважно соображаю.
     А он говорит:
     --  Выручай,  браток. Хоть  на одно  действие. Может, тот  артист после
очухается. Не срывай, говорит, просветительной работы.
     Все-таки упросили. Вышел я к рампе.
     И вышел по ходу пьесы, как есть, в своем пиджаке, в брюках. Только что
     бороденку чужую  приклеил.  И вышел. А  публика,  хотя  и  дура, а враз
узнала меня.
     -- А.-- говорят,-- Вася вышедши! Не робей, дескать, дуй до горы...
     Я говорю:
     --  Робеть, граждане, не приходится -- раз, говорю, критический момент.
Артист, говорю, сильно под мухой и не может к рампе выйтить. Блюет.
     Начали действие.
     Играю  я  в  действии  купца.   Кричу,  значит,  ногами  от  грабителей
отбиваюсь. И чувствую, будто кто-то из любителей действительно  мне в карман
лезет.
     Запахнул я пиджачок. В сторону от артистов.
     Отбиваюсь от них. Прямо по роже бью. Ей-богу!
     -- Не подходите,-- говорю,-- сволочи, честью прошу.
     А те по ходу пьесы это наседают и наседают. Вынули у меня бумажник
     (восемнадцать червонцев) и к часам прутся.
     Я кричу не своим голосом:
     -- Караул, дескать, граждане, всерьез грабят.
     А от этого полный эффект получается. Публика-дура в восхищении в ладоши
бьет.
     Кричит:
     -- Давай, Вася, давай. Отбивайся, милый. Крой их, дьяволов, по башкам.
     Я кричу:
     -- Не помогает, братцы!
     И сам стегаю прямо по головам. Вижу -- один любитель кровью исходит,
     а другие, подлецы, в раж вошли и наседают.
     -- Братцы,--  кричу,-- да что ж  это?  За  какое самое  это страдать-то
приходится?
     Режиссер тут с кулис высовывается.
     --  Молодец,-- говорит,-- Вася.  Чудно, говорит,  рольку ведешь.  Давай
дальше.
     Вижу --  крики не помогают. Потому,  чего ни  крикнешь -- все прямо  по
ходу пьесы ложится.
     Встал я на колени.
     -- Братцы,--  говорю.--  Режиссер, говорю, Иван  Палыч. Не могу больше!
Спущайте занавеску. Последнее, говорю, сбереженье всерьез прут!
     Тут многие театральные  спецы --  видят,  не по пьесе слова -- из кулис
выходят.
     Суфлер, спасибо, из будки наружу вылезает.
     --  Кажись,--  говорит,--  граждане,  действительно  у  купца  бумажник
свистнули.
     Дали занавес. Воды мне в ковшике принесли. Напоили.
     -- Братцы,--  говорю,-- Режиссер, говорю,  Иван Палыч.  Да что  ж  это,
говорю.
     По ходу, говорю, пьесы ктой-то бумажник у меня вынул.
     Ну, устроили обыск  у  любителей.  А  только денег не  нашли.  А пустой
бумажник
     кто-то в кусты кинул.
     Деньги так и сгинули. Как сгорели.
     Вы говорите -- искусство? Знаем! Играли!
     1925

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".