|
|
|
Каждый
человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в
котором он живет. Она обращается к проблемам, имеющим значение для всех
нас. Сюда, например, относятся проблемы солнечно-земных связей,
касающихся воздействия солнечных излучений на магнитосферу, атмосферу и
биосферу Земли; прогнозы физической картины мира; глобальные
экологические проблемы. Таким образом, современная физика действительно
содержит в себе мощный гуманитарный потенциал.
Цель
моей работы – создать электронное пособие по физике для учащихся
профильных классов, способствующее развитию культуры личности и
полноценному качественному образованию в соответствие их интересам.
|
This will be shown to users with no Flash
or Javascript.
|
|
|
|
|
|
Гипотеза: необычный подход к изучению предметов
гуманитарного и естественного циклов будет способствовать развитию
целостной системы универсальных знаний учащихся, то есть формированию
их ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Задачи
работы:
· изучение физических явлений, описанных в художественной литературе;
· анализ влияния физических процессов на литературные сюжеты и судьбы героев;
· создание электронного пособия для профильных классов «Физика в литературных произведениях».
Моими методами исследования были аналогия,
ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника,
использование информационно-коммуникативных технологий, свободное выражение функции, анализ и
синтез.
В
своей работе я рассмотрела литературные произведения наших
соотечественников и зарубежных авторов. В них содержится информация из
следующих разделов физики: механика (скорость, баллистическое движение,
закон сохранения импульса,); термодинамика (температура, испарение,
конденсация); акустика (интерференция звука, отражение звука);
электромагнитные волны (радио); оптика (свет, отражение света,
дисперсия, интерференция света, оптические приборы); квантовая физика
(фотоэффект, лазер); ядерная физика (ядерные реакции); элементы
астрофизики (расширяющаяся Вселенная, эффект Доплера, кометы и
космические тела).
Именно
эти разделы физики я включила в свое электронное пособие. Планирую
исследовать произведения М. Твена, В. Каверина, А. Островского
«Гроза», А.С.Пушкина «Метель», Алексея
Толстого, Александра Грина. В дальнейшем я хочу включить в мое
электронное пособие МКТ, «электродинамику»,
«магнетизм», рассмотреть подробнее «волновую» и
«геометрическую оптику», «электромагнетизм»,
«квантовую физику», «физику атома и ядра». Для
этого мне предстоит найти литературные произведения, содержащие
информацию о физических явлениях и процессах, не вошедших пока в мою
работу. Кроме того, я собираюсь дать полный анализ влияния физических
процессов на каждый сюжет из рассмотренных мной произведений.
Идея дифференцированного обучения для меня привлекательна. Я
думаю, что в общеобразовательной школе физика
должна рассматриваться как один из важнейших предметов, выполняющих не
только познавательную, но также развивающую и воспитательную функцию.
Этот предмет необходим всем – и естественникам, и гуманитариям.
Изучение
природы человеком, постижение ее законов, раскрытие тайн – все
это всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Поразительно,
насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного
исследования. В связи с этим нельзя не вспомнить удивительное
стихотворение А. С. Пушкина, где каждая строчка – глубокая мысль,
под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И
опыт, сын ошибок трудных,
И
гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
|
|
|
|