А.А. Кузнецов: «Понятие "компьютерная грамотность" не определено
ни в одном нормативном документе. В самом общем виде можно сказать,
что учащиеся, получившие подготовку по информатике на уровне требований
образовательного стандарта, овладели компьютерной грамотностью».
Компьютерная грамотность
– это умение «общаться с компьютером»,
составление простейших программ для компьютера, представление
об устройстве и принципах работы компьютера, представление об областях
применения и возможностях компьютера, социальных
последствиях компьютеризации.
Компьютерная зависимость
— пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера,
приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности,
ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость
наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков.
Признаком Компьютерная зависимость является не само по себе время,
проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов
ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое
распространение в конце XXв. в промышленно развитых странах и
в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников
Компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия
к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать
и более содержательные занятия: усовершенствование собственного
компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети
Интернет, программирование и т. п. Компьютерная зависимость часто
наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют
нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит
к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений.
Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального
общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные
психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений.
Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая),
компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений
в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом"
компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится
источником успешной профессиональной подготовки к последующей
производительной деятельности в области компьютерных технологий.
А.Л. Венгер
Признаки зависимости
• Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
• Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
• Прогулял школу – сидел за компьютером.
• Приходит домой, и сразу к компьютеру.
• Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
• Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем
заняться, если компьютер сломался.
• Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ
на запрет сидеть за компьютером.