Педагог-руководитель
Рыбникова Наталья Викторовна
Работы учащихся
-
Водная стихия в стихотворениях А.С. Пушкина (2006/07 уч. год)
раздел: Литературоведение
Новизна исследования данной работы заключается в том, что анализ водной стихии в стихотворениях А.С. Пушкина не находит полного отражения в оценке критиков и литературоведов. В работе предпринята попытка рассмотреть составляющие водной стихии (ручьи и море) и дан их анализ.
-
Символика камней в стихотворениях Б.Л. Пастернака (2008/09 уч. год)
раздел: Литературоведение
В исследовательской работе выявлено, что в лирике Б.Л. Пастернака особую семантическую роль выполняют камни. Актуальность и новизна исследования обусловлены неизученностью семантики камней в стихотворениях поэта. Многие литературоведы и исследователи изучают пастернаковскую поэтику через традиционную призму природного мира, революции, но ни один из них не выделяет символику камней как самостоятельную часть художественного мира. Автором данной работы предпринята попытка данного анализа стихотворений Б.Л. Пастернака.
-
Символика подарка в прозе А.И. Куприна (2008/09 уч. год)
раздел: Литературоведение
В произведениях А.И. Куприна встречается много различных подарков, значения и функции которых никто из исследователей не рассматривал. В этом и заключается актуальность и новизна данной работы. Мир вещей (подарков) подключается к сфере духовного и человеческого как особый язык — канал дополнительной коммуникации. Герои произведений общаются при помощи подарков, которые обретают дар и говорят не только о себе, но и о дарителе, и о получателе, а также выполняют символическую, психологическую и др. функции. При выполнении данной работы использовался структурно-семиотический метод.
-
Символика цвета в рассказах И.А. Бунина (2008/09 уч. год)
раздел: Литературоведение
Издавна писатели и поэты используют различную цветовую гамму, которая позволяет передать настроение, чувства, скрытый символический смысл. Цвет в произведениях И.А. Бунина имеет огромное значение: помогает передать состояние окружающей среды, душевные переживания героев. В цветовом спектре писателя встречается более 20 цветов и оттенков, причем некоторые из них не единожды. При выполнении данной работы использовался структурно-семиотический метод.
-
Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой (2009/10 уч. год)
раздел: Литературоведение
Мир птиц и человека в лирике М.Цветаевой находится в тесной связи. Составленный нами частотный словарь позволяет утверждать, что основными орнитологическими образами поэзии М.Цветаевой являются голубь, лебедь, орел, крылья и само слово «птица». В ходе проделанной работы мы пришли к выводу, что птицы в стихотворениях поэта соединяют традиционную и оригинальную, собственно авторскую символику.
-
Образ русалки в русской литературе (2009/10 уч. год)
раздел: Литературоведение
В работе исследуется образ русалки, который вошел в русскую литературу как фольклорный, но со временем трансформировался в произведениях писателей и поэтов. У А.С. Пушкина показана русалка «дева-губительница», у М.Ю. Лермонтова — «дева-рассказчица», а у Н.В. Гоголя – «дева-собеседник». При раскрытии данного образа все меньше остается традиционного и добавляется авторское.
-
Соматический код в лирике О.Э. Мандельштама (2009/10 уч. год)
раздел: Литературоведение
В данной работе проводится исследование частей тела в творчестве О.Э. Мандельштама. Личность поэта очень противоречива и до сих пор вызывает споры. Тема человека и частей его тела была для Мандельштама очень важной. Часто он воспринимал окружающих просто как руки, головы, даже носы, причём отношение к человеку было зашифровано в соматическом коде.
-
"Материнский текст" в зооморфном коде С. Дали (2010/11 уч. год)
разделы: Искусствоведение, Научно-исследовательские работы
Внимание к творчеству С.Дали проявляли многие ученые, но никто не смог убедительно рассказать о содержании его картин, на которых часто животные не просто присутствуют, но и предстают в виде необычных существ. Зооморфы декодируются при помощи изучения биографии Дали. Для анализа нами взяты образы осла, жирафа, коровы, коня, льва, т.к. их появление хронологически связано со смертью матери художника. Актуальность работы заключается в неисследованности «материнского текста» в творчестве С.Дали.
-
Символика образа коня в рассказах В.М. Шукшина (2010/11 уч. год)
разделы: Литературоведение, Научно-исследовательские работы
Многие писатели и поэты обращались к теме животных, «стараясь через «братьев меньших» показать сущность человека». Так и В.Шукшин в своих произведениях описывает образы животных и птиц. Из 79 рассмотренных рассказов писателя в 55 встречаются описания животных. Особое место занимает образ коня, функции которого различны. В произведениях В.Шукшина образ коня несет смысловую нагрузку: писатель редко описывает внешний вид животного, но много внимания уделяет раскрытию его внутреннего мира. Происходит противопоставление природы и цивилизации, связанное с образом коня.
-
Вещный мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (2010/11 уч. год)
раздел: Литературоведение
Михаил Афанасьевич Булгаков — выдающийся писатель ХХ века. Его роман «Мастер и Маргарита» привлекает внимание читателя необычным сюжетом, остротой, сатирой и глубокими философскими проблемами, затронутыми писателем. Литературоведы рассматривали роман «Мастер и Маргарита» с разных позиций, но вещный мир персонажей остался до конца не исследованным. В романе описано множество атрибутов, значения и функции которых различны. Из них и складывается вещный мир, позволяющий дешифровать смысл произведения. Каждый атрибут несёт смысловую нагрузку, помогает раскрыть образ персонажа.
-
Символика деревьев в лирике А.Ахматовой (2010/11 уч. год)
разделы: Литературоведение, Научно-исследовательские работы
Стихотворения А.Ахматовой насыщены разнообразными деревьями, выступающими как символы для лирической героини. Они встречаются на протяжении всего творческого пути, оттеняя разное состояние поэта. Актуальность и новизна работы — неизученность "древесного кода" в лирике Ахматовой. "Древесный код" является одним из основополагающих черт ее поэтики. В стихотворениях происходит сближение лирической героини с окружающим миром, который становится близким, понятным, родным, бесконечно красивым.
-
Семантическое поле "ночь" в поэзии А.Блока (2010/11 уч. год)
разделы: Литературоведение, Научно-исследовательские работы
Исследователи творчества А.Блока выделяли в поэзии мотивные группы: природу и любовь. И в той и в другой группе упоминается семантика ночи, которая ранее не была изучена. В этом — актуальность и новизна работы. Выявлено несколько групп, где функционирует ночь на разных уровнях: пространство и время действия лирического героя, отображение его внутреннего мира. Семантика ночи несет двойственные функции: с одной стороны ночь — это новая жизнь, с другой — ассоциируется со смертью.
-
Вегетативный код в лирике Б.Л. Пастернака (2010/11 уч. год)
разделы: Литературоведение, Научно-исследовательские работы
Многие литературоведы и исследователи (В.С. Баевский, Э.М. Береговская, М.Л. Гаспаров, Д.С.Лихачев) изучают пастернаковскую поэтику через традиционную призму природного мира, но ни один из них не выделяет символику растений как самостоятельную часть художественного мира. Растения у поэта представляют собой некую цепь, состоящую из звеньев. Они взаимосвязаны между собой и имеют большое значение для дешифрования поэтической картины мира в поэзии Б.Пастернака. Именно в этом и состоит актуальность и новизна данной работы.