Педагог-руководитель
Насонова Ольга Иосифовна
Образовательное учреждение: ГБОУ "Гимназия №1541"
Должность: учитель риторики, учитель ОРКСЭ, педагог-организатор, педагог-психолог
Работы учащихся
-
"Заячьи и лисьи следы" в языковом поле (2006/07 уч. год)
разделы: Биология, Лингвистика, Литературоведение
Учащимися начальной школы предпринята попытка комплексного исследования значений слов "заяц" и "лиса" в русском языке. Оно выполнено на стыке разных наук: фразеологии и литературоведения, лексикологии и морфемики, этимологии и даже зоологии. В ходе исследования возникло много вопросов, на которые ребята не смогли дать точных ответов, но высказали ряд гипотез.
-
Лингвистические особенности текстов рекламных слоганов (2007/08 уч. год)
раздел: Лингвистика
В работе авторами была предпринята попытка лингвистического исследования текстов более ста рекламных слоганов; представлены результаты и сделаны выводы о наиболее употребляемых приемах при составлении таких текстов.
-
Изучение лексических полей, давших основы современным русским фамилиям (2008/09 уч. год)
раздел: Лингвистика
В работе приведена собственная классификация автора, рассматривающая происхождение современных русских фамилий (на материале 136 фамилий). Сделаны выводы о том, какие из лексических групп, давших основы фамилиям, насчитывают большее количество фамилий, определены наиболее распространенные фамилии и группы фамилий одного корня, а также соотношение стандартных и нестандартных фамилий (в данной выборке).
-
Д'Артаньян и кардинал Ришелье в романе А.Дюма "Три мушкетёра": исследование характеров героев (2008/09 уч. год)
разделы: Лингвистика, Литературоведение
В работе прослежена история создания образа Д'Артаньяна в романе А.Дюма "Три мушкетёра", проанализирован характер героя (с указанием цитат из романа); с помощью элементов лингвистического анализа выявлено, какими языковыми средствами пользовался автор при характеристике этого персонажа. Также сделана попытка сопоставить черты характера и факты биографии кардинала Ришелье — героя романа А.Дюма и настоящего исторического лица; высказана гипотеза о причинах такого расхождения.
-
Секреты названий московских улиц (2009/10 уч. год)
разделы: История, археология, Лингвистика, Краеведение
В работе описываются особенности образования названий некоторых московских улиц начиная с XV века. Обобщая данные литературных источников, автор предлагает свою классификацию происхождения названий многих современных московских улиц: по направлениям к определенному пункту, по природным особенностям местности, по названиям церквей и ремесленных слобод. Эта классификация охватывает улицы, образовавшиеся до Октябрьской революции и названные в соответствии с принципами старой московской топонимики.
-
Школы и "школьные слова" (2010/11 уч. год)
разделы: История, археология, Лингвистика, Литературное творчество, Научно-исследовательские работы
В работе рассказывается об организации обучения в школах разных стран, в том числе об обучении в старину. Рассматривается вопрос о функции и формах отметки. Собран материал для словаря по этимологии "школьных слов". Составлен собственный весёлый толковый словарь "школьных слов", снабжённый юмористическим толкованием и стихами.
-
Маленькое этимологическое путешествие по улицам Лондона (2011/12 уч. год)
разделы: История, археология, Лингвистика, Английский язык
В работе рассказывается о происхождении более 30 современных английских слов лексического поля "город", о некоторых обычаях Великобритании, связанных с этими словами; проводится сравнение их с соответствующими русскими словами. Также рассматривается соотношение исконных и заимствованных английским языком иноязычных слов. Автор высказывает свою точку зрения на причины заимствования некоторых "городских" английских слов русским языком и отсутствия обратного перехода русских слов в английский язык.
-
Лингвистическое путешествие по городу с этимологическим словарем (2011/12 уч. год)
разделы: История, археология, Лингвистика, Русский язык
В работе рассматривается происхождение слов лексической группы «город»; выясняется, каких слов в данной группе больше: исконных или заимствованных; рассматривается вопрос о соотношении «старых» (до XX века) и «молодых» (XX век) слов; делается вывод о постоянном пополнении русского языка иноязычными словами. Кроме того, приводятся примеры удачного и неудачного заимствования русским языком иностранных «городских» слов.
-
Сравнения и метафоры в детских стихах о тумане (2012/13 уч. год)
разделы: Литературоведение, Литературное творчество
В статье проводится анализ частоты использования поэтами сравнения и метафоры в детских стихах о тумане, выявляются распространенные и оригинальные случаи их употребления на материале 19 стихотворений. Также исследуются основные признаки, по которым туман сравнивается с различными предметами. Автор предлагает и свое стихотворение про туман с использованием собственной метафоры.
-
Сравнение переводов детских стихотворений. Собственный поэтический перевод с английского и французского языков (2012/13 уч. год)
разделы: Лингвистика, Литературное творчество, Английский язык, другой язык
Авторы провели исследование и сравнение различных переводов одного и того же стихотворения (на примере стихов Р.Л. Стивенсона на английском и Р.Десноса на французском языке). Используя полученные в ходе работы знания об особенностях поэтического перевода, авторы создали и свои варианты переводов английского и французского стихотворений, сделанные по собственным подстрочникам.
-
Происхождение прозвищ штатов Северной Америки (2012/13 уч. год)
разделы: История, археология, Лингвистика, Английский язык
В работе рассматривается происхождение прозвищ штатов США. Автор делится своими наблюдениями о том, что эти прозвища, как правило, придумывает и сохраняет в своей памяти народ. Автор также делает вывод о наиболее распространенных источниках прозвищ.
-
Псевдонимы: их виды и причины использования писателями (2013/14 уч. год)
разделы: Лингвистика, Литературоведение, Русский язык
В данной работе рассматриваются причины использования писателями псевдонимов, а также различные их виды, к которым приводятся примеры. Работа написана в необычной манере (от имени Алисы — героини знаменитых повестей Льюиса Кэрролла) и проиллюстрирована собственными рисунками автора проекта.
-
Какие животные помогали бойцам нашей армии в Великую Отечественную войну и почему они могли это сделать? (2014/15 уч. год)
разделы: Биология, История, археология
В статье рассказывается о помощи животных (голубей, собак, лошадей, верблюдов, ослов, лосей и северных оленей) нашим солдатам в Великой Отечественной войне. Авторы статьи, изучив и обобщив материалы о биологических особенностях этих животных (анатомия, физиология, интеллект), делают вывод о том, почему именно собака, имеющая целых семь «военных специальностей», стала главным и самым верным помощником человека на войне.
-
Сравнение текстов притчи Иисуса Христа «О блудном сыне» по Евангелию (Лука 15,11-3), Библии для детей (протоиерей А.Соколов) и мультфильму "Библейские притчи" (ЦНФ-Анима, 2009) (2015/16 уч. год)
разделы: Лингвистика, Литературоведение, Русский язык
Автор, анализируя текст притчи «О блудном сыне» по трем источникам, делает вывод: имея близкий сюжет, тексты отличаются друг от друга по своему языку и содержанию. Основная причина отличий, скорее всего, состоит в том, что текст притчи во взрослой Библии был написан для взрослых людей. Оба детских варианта притчи должны быть понятны детям, поэтому они более длинные (за счет объяснений) и содержат меньше непонятных слов. Различия в содержании текстов могут быть связаны и со временем их создания.