Рейтинг@Mail.ru

Литературоведение

Работы: Учебный год: Сортировка:

  • Васюткины затеси

    Читая рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро», мы изучили Васюткины затеси, то есть сибирские приметы и законы таежной жизни, которые помогли мальчику выжить в тайге; а также изучили символику рассказа, составили памятку от Васютки «Как переночевать в тайге, если заблудился». Мы считаем, есть чему поучиться у тринадцатилетнего мальчика, есть над чем задуматься нам, живущим в Сибири. Ведь народная мудрость – это «узелки на память», это «зарубки» наших предков, это Васюткины «затеси».

  • Великая Отечественная война в повестях В.Быкова

    Почти вся литературная деятельность белорусского писателя Василя Быкова посвящена Великой Отечественной войне. Такая приверженность одной теме определяется судьбой самого автора, прошедшего войну от начала до конца.
    Мне очень нравится, как пишет о войне Василь Быков. Анализируя повести "Сотников", "Обелиск", "Знак беды", "Дожить до рассвета" и др., видишь, что в его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. В своих произведениях писатель шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это отличительное качество прозы В.Быкова, оно проходит через все творчество писателя.

  • Великая Отечественная война в произведениях русской литературы

    В центре внимания автора работы — писатели, критики, работающие над произведениями о войне, достигшие вершин мастерства в создании образов, проникающие в суть событий, оставивших неизгладимый след в судьбах людей. Произведения этих авторов помогают сегодня преодолеть безразличие людей друг к другу, жестокость, алчность. Они всегда актуальны для осмысления роли русского солдата в Великой Отечественной войне.

  • Великий поэт России (к 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского). Ответы на вопросы литературной викторины

    Исследовательский проект по литературному краеведению представляет собой развернутые ответы на вопросы викторины, посвященной 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского. В викторине автор предлагает вопросы, требующие не конкретного однозначного ответа, а умения создать свой собственный текст на основе фактов жизни поэта и его произведений, умения обосновывать свою точку зрения.

  • Владимир Высоцкий — такой разный и везде свой (презентация о жизни и творчестве)

    Титульный слайд презентации о жизни и творчестве В.С. Высоцкого

    Презентация, в которой подробно изложена биография В.С. Высоцкого и основные направления его творчества (авторская песня, театр, кино). Работа может быть полезна и учителям, и классным руководителям, и учащимся при изучении творчества В.С. Высоцкого.

  • Влияние творчества Байрона на формирование романтических взглядов Пушкина и Лермонтова

    В работе показано влияние творчества Байрона на русских поэтов начала XIX века. Путем сравнения произведений английского поэта с произведениями Пушкина и Лермонтова выявлено, как формировались романтические взгляды русских поэтов начала XIX века под влиянием произведений Байрона.

  • Влияние фольклора на литературу

    В последнее время фольклорные традиции вновь стали объектом пристального внимания литературоведов. Исследования в этой области затрагивают широкий круг вопросов. В работе рассматривается один из таких вопросов: влияние фольклора на русскую литературу. По мнению некоторых ученых (Е.А. Костюхина, Н.Я. Марра, С.Ю. Неклюдова), между фольклором и литературой "вообще не существует определенных границ, поскольку и то и другое является искусством слова".

  • Внутренний диалог как ведущий лирический мотив в "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева

    В работе исследуются "Стихотворения в прозе", которые И.С.Тургенев первоначально не предназначал для печати, т.к. они создавались им в последние годы жизни и носили глубоко личный характер. Цель работы — исследовать внутренний диалог в "Стихотворениях в прозе" И.С. Тургенева.

  • Возмездие за злодеяния в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

    В работе представлено глубокое исследование природы преступлений в трагедии (Годуновым, Отрепьевым, народом), а также последовавших за ними наказаний. Чётко и аргументированно выражена авторская позиция, дан детальный анализ художественных средств и авторских приёмов, передающих нравственные мучения преступника после совершения преступления.

  • Времена года в музыке, поэзии, живописи

    Рассматривается тема "Времена года" в творчестве композитора П.И. Чайковского, казанской поэтессы О. Левадной и современных художников Татарстана.

  • «Времени – о собственной судьбе». Организация пространства и времени в творческом наследии Иосифа Бродского

    Творческое наследие Иосифа Бродского, без сомнения, заслуживает внимательного прочтения и изучения. В работе сделан краткий анализ некоторых стихотворений поэта, написанных в разные годы его жизни. Цель работы: определить, каким образом воспоминания лирического героя воссоздают время его прошлого, неизменно связанного с пространством, в котором реализовывались те или иные жизненные ситуации.

  • "Всадник, скачущий впереди"

    Работа о родословной и биографии детского писателя А.Гайдара.

  • Всегда ли человек имеет право называться Человеком? (По повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное Ухо")

    Повесть о Биме Г.Н. Троепольский назвал "трагическим романом о собачьей жизни". Но писателя более всего интересуют люди, которых Бим встречает. Собака становится своеобразным эталоном, проверяющим их человеческие качества.

  • «Вспомним всех поименно…» (героям Хасанских событий посвящается)

    Хасан — озеро в 130 км от Владивостока — в 1938 г. стало известно всему миру. 9 августа 2008 г. исполнилось 70 лет событиям, произошедшим на Приморской земле у озера Хасан. В работе рассказывается о героях этих событий: А.Махалине, И.Чернопятко, П.Терешкине, Г.Батаршине, В.Виневитине и Мошляке — пограничниках, первыми удостоенных звания Героя Советского Союза. Цель работы — увековечить память о героях, сложивших свои головы в схватке с японцами.

  • Выразительные средства языка как особенности авторского стиля

    В своей работе автор касается вопроса употребления различных выразительных средств языка художниками слова, рассматривает такие средства выразительности, как цветопись, использование "говорящих имен" и др. Автор работы считает, что ни одна деталь не используется писателем или поэтом случайно: каждое слово важно для раскрытия глубинного смысла произведения.

  • "Высший сан на земле — называться человеком"

    Фото Виктора Петровича Астафьева

    Работа посвящена произведению Виктора Петровича Астафьева "Царь-рыба". Делается попытка осмыслить нравственный аспект сказки и понять причины поступков главного героя.

  • Географический образ Урала в произведениях П.П. Бажова

    Многие из нас живут на Уральской земле, не замечая ее красоты и богатства. С помощью сказов Бажова мы сможем прикоснуться к этой красоте. Нам предстоит путешествие по краю Бажова. Каждый сказ, представленный здесь, взят, как драгоценный камень, в своеобразную оправу: он сопровождается кратким описанием реального маршрута по тем местам Большого Урала, о которых идет речь в сказе. Захочешь – можешь пройти этот путь в поисках ключей, встретиться с потомками бажовских героев, прикоснуться душой к красотам и тайнам Уральской земли. Мы продолжили тему сказов современными путешествиями и очень надеемся: это поможет нам лучше понять мудрого уральского сказителя, увидеть быль и небыль его сказов в свете сегодняшнего солнца и подобрать свои ключи к малахитовой шкатулке вечных ценностей.

  • Герой и время в произведениях Виктора Астафьева последнего десятилетия

    Каждая новая книга В.Астафьева еще до чтения вызывает тревогу, словно сейчас твое устойчивое миропонимание будет подвергнуто испытанию и ты не знаешь, сохранишь ли уже привычное, обжитое свое место на земле, в доме и духе или окажешься на ветру. Таковы последние произведения В.Астафьева: повесть "Веселый солдат" (1997 г.) и рассказ "Пролетный гусь" (2001 г.)

  • Гоголь и музыка

    Автор работы прослеживает интерес известных русских композиторов М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина к творчеству Н.В. Гоголя, рассматривает историю создания опер "Сорочинская ярмарка", "Черевички", "Ночь перед Рождеством", "Нос", "Мертвые души", балета-диптиха "Невский проспект".

  • Города мира

    Усадьба Шереметевых

    В мире есть много красивых городов, и каждый из них красив по-своему. Поэтому просто взять и определить одни как самые красивые, а другие как ни чем не выдающиеся скопления коробок нельзя. Все города принадлежат разным народам, разным культурам и религиям.

  • Д.С. Лихачев – человек, патриот, гражданин (по материалам школьных учебников, периодической печати)

    Нет смысла характеризовать Д.С. Лихачева как личность нравственную, духовную, ищущую. Сказанное и написанное им самим — достаточная самохарактеристика и самоценность. Все научное творчество Д.С. Лихачева в школьных учебниках — это деятельность блестящего ученого и объяснение в любви своей Родине, служение ее истории и культуре.

  • Два языка, два народа — единая мудрость

    В данной работе представлено сравнение пословиц русского и азербайджанского народов.

  • Дети и война (на примере художественной и документальной литературы XX века)

    В своей работе я рассматриваю изображение темы войны и детей в литературе XX века на примере художественных и документальных произведений. Я хочу сравнить рассказы, написанные очевидцами событий, настоящими детьми войны, и художественную литературу, рассказывающую о военном детстве. В качестве примера документальных произведений я рассматриваю книгу С.А. Алексиевич «Последние свидетели». Примером художественной литературы будут рассказ В.И. Белова «Мальчики» и повесть М.А. Шолохова «Судьба человека».

  • Дети и война в повести А.И. Приставкина "Ночевала тучка золотая"

    Тема детдомовцев и трагические обстоятельства войны близки автору повести "Ночевала тучка золотая" А.И. Приставкину, который уверен, что мир не достоин существования, если в нем убивают детей или обрекают их на выживание. В представленой работе прослеживается жизнь двух сирот "Кузьмёнышей" – главных персонажей данного произведения, и обстоятельства, заставляющие мальчишек за нее бороться.

  • Джалиль в наших сердцах

    Презентация посвященная биографии и творчеству Мусы Джалиля.

  • Документально-художественная проза о Великой Отечественной войне

    В работе на примере "Блокадной книги" А.Адамовича и Д.Гранина и книги "Я из огненной деревни" Я.Брыля, А.Адамовича, В.Колесника прослеживается генезис жанра документально-художественной прозы о Великой Отечественной войне, выявляется его своеобразие, определяется роль и место документа в произведениях этого жанра, место жанра в военной прозе и документалистике. Рассматриваются традиции русской классической военной литературы и развитие литературы о Великой Отечественной войне.

  • Достоевский – романтик?!

    Цель работы: проследив жизненный путь Ф.М. Достоевского, исследовать его трилогию о любви; оценить особенности главных героев – мечтателя, бескорыстного Девушкина, их возлюбленных и показать Достоевского как романтика. Задачи: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; проанализировать произведения «Кроткая»; «Белые ночи»; «Бедные люди», рассмотреть поведение главных героев, их особенности и чувства.

  • Достоинство и ум народа русского в пословицах и поговорках

    В работе авторы выясняют, что такое пословица, чем от нее отличается поговорка и рассматривают историческое развитие данных жанров.

  • Дуэли Лермонтова

    Некоторые аспекты жизни великих людей покрыты тайной, как и роковая дуэль между М.Ю. Лермонтовым и Н.С. Мартыновым. Изучение подобных загадок всегда было и будет актуальным, интересным и увлекательным. Изучение подобной темы поможет нам лучше узнать культуру и быт того времени, обычаи и нравы, а это, в свою очередь, расширит наш кругозор. И иногда, изучая конфликты прошлого, можно разобраться в конфликтах настоящего.

  • Дуэли Лермонтова и его Героя

    Данная работа рассматривает две дуэли поэта М.Ю. Лермонтова и героя его романа "Герой нашего времени". Объектом исследования является развитие темы человеческого достоинства, нравственного выбора героев. В работу также введен биографический компонент, связанный с дуэлями в судьбе Лермонтова.