Рейтинг@Mail.ru

Литературоведение

Работы: Учебный год: Сортировка:

  • «Божественная комедия»: взгляд через века и годы

    Эта тема у нас появилась после знакомства с двумя поэмами: «Двенадцать» А.А. Блока и «Божественная комедия» Данте Алигьери. Прошло более шести столетий со времени создания "Божественной комедии", и все же поэма Данте дышит такой жгучей страстностью, такой подлинной человечностью, откровенностью, что она и поныне живет как полноценное создание искусства, как памятник высокому гению.

  • "Болгария и русско-турецкие войны. По страницам русской литературы XIX века"

    Памятник русским солдатам в Болгарии

    Издавна между русским и болгарским народами существовала глубокая связь. Интерес к Болгарии в русской литературе возник в связи с русско-турецкими войнами XIX века по освобождению Болгарии от Османского ига. Многие российские писатели и поэты, такие как Тепляков, Хомяков, Аксаков, Тютчев, Тургенев, Шевырев и другие, посвящали свои произведения быту болгар, условиям их жизни в годы турецкого ига, борьбе болгарского народа с захватчиками и вкладу России в освобождении Болгарии. Болгарское ополчение возглавлял уроженец г. Владимира Н.Г. Столетов.

  • Болдинская осень — время шедевров

    Выражение «Болдинская осень» стало синонимом плодотворности и некоторой загадочности поэтического творчества. В работе исследуется этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина в болдинский период. Проведено анкетирование среди старшеклассников с целью выявления их знаний о болдинском периоде в творчестве А.С. Пушкина; анализ конкретных произведений болдинского периода.

  • Боль и трагедия поколений (по рассказам О.Ермакова "Жёлтая гора", "Н-ская часть провела учения")

    Историческая память, память поколений, переосмысление событий Афганской войны, отношение к тем событиям участников — тема рассказов О.Ермакова. Простота речи, отсутствие выразительной описательности, но душевная боль за каждой строкой слышна в рассказах участника непростой войны в Афганистане. Преступное равнодушие к участникам войны и погибшим в Афганистане заставляет автора кричать о несправедливо забытых. Рассказы обращены к молодому поколению, которое должно знать, понимать и верно оценивать историю своего государства.

  • Борис Васильев в литературе и кинематографе

    Работа представляет собой исследование, в котором автор попытался осветить творческий путь Б.Васильева, рассмотреть идейно-художественное своеобразие повестей "А зори здесь тихие…" и "Завтра была война", проследить "жизнь" данных художественных произведений в кинематографе.

  • Бородино

    Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя!

    Проект по литературе: произведение М.Ю. Лермонтова "Бородино" в виде слайд-презентации с иллюстрациями битвы, взятыми из музея "Бородинская панорама 1812 года". Вы совершите мини-экскурсию в музей, что поможет изучить знаменитое "Бородино".

  • Бородино

    Васильев Евгений, 10-а класс, автор идеи

    В проекте представлен дополнительный материал к уроку литературы по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Презентация готова к воспроизведению. Снабжена звуковыми эффектами и музыкальным сопровождением. Материал можно использовать во внеклассной работе по истории и литературе.

  • Бородинская битва в русской поэзии и живописи ХIХ века

    В учебном исследовании показано, как отразился народный характер Отечественной войны 1812 г. в русской литературе и живописи XIX в. на примере творчества поэтов Дениса Васильевича Давыдова и Михаила Юрьевича Лермонтова, на примере творческого наследия русского живописца Василия Васильевича Верещагина. Автор реферата уверена, что произведения искусства тоже являются документами эпохи, незаменимыми источниками знаний, как и документальные, исторические свидетельства.

  • Бородинское сражение в истории и литературе

    В работе представлена история Бородинского сражения и то, как оно было отражено в литературе.

  • Бородинское сражение глазами М.Ю. Лермонтова (на материале стихотворения "Бородино")

    Данный учебный проект по истории и литературе является информационным. Цель исследования - изучить события Бородинского сражения и их освещение в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".

  • Бранная лексика как средство речевой характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    В работе исследуется этимология и лексическое значение слов из текста пьесы Д.И. Фонвизина, которые можно отнести к бранным; структура предложений, в которые входит бранная лексика; роль бранной лексики как средства характеристики героев пьесы Фонвизина.

  • Братья-сказочники

    Белоснежка и семь Гномов, Госпожа Метелица, Храбрый Портняжка, Бременские музыканты... С детства нам знакомы эти и многие другие персонажи немецких сказок. Мы знаем, что авторы этих сказок — братья Гримм. Но почему братья Гримм стали собирать народные сказки, в какой семье они жили и что еще они написали — все это я представляю в презентациях "Братья-сказочники" и "Добро пожаловать на улицу сказок".

  • "Бриллиантовый дым Васюков" (исследовательский проект по роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»)

    Автор работы выдвигает гипотезу, что прообразом города Васюки в романе И.Ильфа и Е.Петрова явился его родной город Козьмодемьянск. Проанализировав текст романа, сопоставив его с описаниями г. Козмодемьянска 20-30-х гг. XX века, изучив критическую литературу, автор работы подтверждает эту гипотезу. В приложение к работе снят фильм, основанный на краеведческом материале.

  • Бродячие сюжеты в повести Ж.Бедье "Тристан и Изольда"

    Свадьба Тристана и Изольды

    В работе представлен взгляд автора на связь ряда произведений мировой литературы и искусства с повестью Ж.Бедье "Тристан и Изольда", исследуются бродячие сюжеты.

  • Бродячий сюжет в трилогии С.Коллинз

    В работе представлено осмысление ученицей 7-го класса понятия "бродячий сюжет". Опираясь на определения, данные в словарях, автор выделил основные (с её точки зрения) элементы бродячего сюжета. Анализируя фрагменты художественных произведений, гимназистка попыталась доказать, что американская писательница С.Коллинз в трилогии "Голодные игры" использует бродячий сюжет.

  • Будущее тоталитарного государства (по романам Е.Замятина "Мы" и Дж.Оруэлла "1984")

    В своей работе я рассматриваю два романа, написанные в жанре антиутопии: роман Е.Замятина "Мы" и роман Дж.Оруэлла "1984". Цель работы – показать в сравнении особенности жанра, сюжета, мотивов написания этих произведений.

  • Букет России

    Великий поэт Рязанщины С.А. Есенин

    В работе собран материал о растениях Рязанского края, которые воспевал Сергей Есенин в своих произведениях. Эти растения были рассмотрены как литературные образы в стихах Есенина. На основе работы было проведено анкетирование учащихся на знание его произведений. Материал данной работы был использован на классных часах и внешкольных мероприятиях.

  • Булгаковская Москва

    Булгаковская Москва

    Работа представляет собой презентацию, в которой отражены основные моменты жизненной и творческой биографии М.А. Булгакова в Москве.

  • Бунт в душе Раскольникова

    Что побудило великого гения Достоевского написать его знаменитейший психологический роман "Преступление и наказание"? Зачем Раскольников убил старуху-процентщицу и почему не воспользовался украденными деньгами?
    Каковы настоящие причины психологического срыва главного героя?
    Все это, а также многое другое вы узнаете, прочитав эту работу.

  • Бунт и смирение (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

    Представленная в данной работе тема имеет большое значение на сегодняшний дня. На примере повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" автор кратко, но убедительно, раскрывает тему противоречивости русской души, т.к. именно в этом произведении наиболее ярко представлено взаимодействие смирения и бунта как основные типы поведения человека.

  • Буран как отражение эпохи и судьбы человека в русской литературе XIX-начала XX веков

    В работе раскрыто взаимодействие и единство человеческих страстей и природной стихии, т.к. внутреннее движение в природе влияет на настроение человека, в том числе на судьбы литературных героев.

  • Буратино и Пиноккио

    Литературный исследовательский проект. Цель работы – попытка определить: сказка Толстого – это перевод сказки Коллоди или самостоятельное произведение? В работе была использована специальная литература, высказано личное мнение, которое основывается и на собственных наблюдениях, и на исследованиях литераторов.

  • Буратино и Пиноккио. Их сходства и различия. Синдром Буратино: миф или реальность?!

    Мне, как внимательному читателю, не давали покоя вопросы: почему так зовут главного героя сказки А.Толстого? Откуда взял автор сюжет сказки? Действительно ли он взял за основу своего произведения сказку К.Королли “Пиноккио”? Если эти сказки одинаковые, то почему по-разному зовут их главных героев? Какая страна является родиной Пиноккио? Где возник впервые образ Пиноккио и почему именно в этой стране, а не в любой другой? Почему его зовут именно Пиноккио?

  • Бурлеск в произведении Фазиля Искандера "Сандро из Чегема"

    На примере произведения Фазиля Искандера "Сандро из Чегема" автор пишет о бурлеске как о жанре, особенностях его композиции, языка, приемах создания характера. Кроме того, ученица говорит о бурлеске как об изобразительно-выразительном средстве языка, способствующем созданию комического эффекта, пародии и сатиры.

  • «Бухтины вологодские» Василия Ивановича Белова: о языке и рассказчике

    В основу работы положено выявление особенностей языка произведения и характера рассказчика «Бухтин вологодских» В.И. Белова, раскрывающих юмористический дар писателя. Он сам определяет бухтину как «народный анекдот, где здравый смысл вывернут наизнанку». Произведение состоит из шести глав, тем соответствуя жизненному циклу человека, но последняя – это возвращение героя с того света: не с кем там поговорить. Язык выразителен, богат, это живая речь северной русской деревни. Рассказчик – незаурядная личность.

  • Был ли Александр Сергеевич Пушкин атеистом?

    В своей исследовательской работе учащаяся доказывает, что великий поэт был не только глубоко верующим человеком, но и хорошо знал Библию. Обращаясь к библейским сюжетам и святым, поэт показывает связь его поэтического дара с Волей Божьей. Эта работа позволяет совершенно в другом плане увидеть поэта Пушкина и человека Пушкина.

  • Был ли Иисус человеком?

    Данная работа нацелена на поиски человеческого в Иисусе. Каким был Иисус в жизни человеческой? Существовал ли он? Имеем ли мы право говорить о нем как о человеке? Что истинно ценного в нашем восприятии Иисуса Христа как человека? Чтобы ответить на эти вопросы, авторы изучили тексты Библии и Корана, исторические документы, произведения искусства, запечатлевшие облик Христа.

  • Был Пушкин и был Блок, а всё остальное между (Ходасевич)

    В исследовательской работе, основанной на воспоминаниях людей, хорошо знавших А.А. Блока, широко представлены детские годы поэта, его взаимоотношения с Л.Д. Менделеевой. Работа представляет интерес для многих групп читателей.

  • "Была она настоящей представительницей русских нянь". Биография Арины Родионовны, няни А.С. Пушкина

    В работе представлена информация о биографии Арины Родионовны, няни А.С. Пушкина. Кто она такая? Как она оказалась в доме Пушкина? Почему Александр Сергеевич на всю жизнь сохранил её в своей памяти? Почему он писал о ней стихи? Работа имеет практическую направленность, поможет ребятам больше узнать об Арине Родионовне, познакомит с интересными фактами из её жизни.

  • Были великой реки

    Целью данной работы является исследование взаимодействия В.П. Астафьева и "Клуба капитанов". Тема интересна новизной, так как творчество писателей-речников мало известно широкому кругу читателей. Изучение творчества В.П. Астафьева и писателей — речников в контексте истории Енисейского района является особенно актуальным. Ученицей собран большой интересный материал о взаимодействии В.П. Астафьева и "Клуба капитанов", проанализированы основные темы произведений, их переплетение и взаимопроникновение.