Рейтинг@Mail.ru

Литературоведение

Работы: Учебный год: Сортировка:

  • Роль старославянизмов в творчестве М.Ю. Лермонтова. Поэма "Мцыри"

    В работе дается определение старославянизмов, выделяются отличительные признаки, группы употребления. Исследуются произведения раннего и позднего периодов творчества Лермонтова. Для практического анализа исследуется поэма "Мцыри". Итог работы — составление карточек, таблица с количественным подсчетом старославянизмов и русских слов. В результате данного исследования авторы делают вывод, для чего Лермонтов использовал старославянизмы.

  • Роль старославянизмов и архаизмов в "Песне о вещем Олеге" А.С. Пушкина

    Цель работы – определить роль устаревшей лексики в смысловом аспекте произведения. Материал содержит самостоятельные выводы современного школьника.

  • Роль Тамбовской области в истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский"

    Работа представляет собой исследовательский проект по литературе и краеведению. Ценно то, что ученица, уроженка города Мичуринска Тамбовской области (бывший г. Козлов), самостоятельно открывает новые подробности истории создания романа "Дубровский".

  • Роль татарской лексики в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

    Данная статья представляет собой исследовательскую работу, которая освещает роль использования татарской лексики в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". В ней приведены татарские слова, дан их перевод на русский язык, представлены примеры их употребления.

    Данная работа может стать дополнительным источником информации при изучении творчества Л.Н. Толстого, подготовке к олимпиаде по русской литературе, написании сочинения.

  • Роль творчества Николая Агафонова в духовном просвещении

    Глаза — зеркало души!

    Автор работы знакомит читателей с биографией и творчеством священника и протоиерея Николая Агафонова. Опираясь на рассказы отца Николая, ученица пытается доказать, как важно быть человеком духовным, воспитанным в православных традициях.

  • Роль фантастического в произведениях Н.В. Гоголя

    2009 год объявлен Годом Н.В. Гоголя. Данная тема актуальна. В ней рассматриваются проблемные вопросы следующих произведений: "Вий", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Нос", "Портрет".

  • Роль фразеологизмов в сказках Салтыкова-Щедрина

    В данной работе раскрывается понятие "фразеологизм", показано их деление на основные смысловые компоненты, функции в речи и их лексическое значение в русском языке, приводятся примеры антонимических фразеологизмов, указывается распространенность синонимических отношений между словом и фразеологизмом и появлением их в русском языке.

    Затем конкретезируется работа по заявленной теме:

    - выделяются основные темы сказок Салтыкова-Щедрина;

    - из них отбирается ряд фразеологизмов;

    - даётся их лексическое значение исходя из контекста;

    - фразеологизмы делятся по определенным признакам и приводятся примеры из сказок Салтыкова-Щедрина;

    - указывается значимость данной работы;

    - делается вывод по работе.

  • Роль хронотопа в рассказе Бориса Житкова «Урок географии»

    Одной из основных конструктивных частей рассказа Б.Житкова «Урок географии» является хронотоп. Время в рассказе передает дистанцию между субъектом и объектом, описанием и предметом описания. Пространство же указывает на схожесть всех описанных мест и в символической форме отражает господствующие там социальные порядки. Урок географии оказывается моральным уроком.

  • Роль хронотопа в рассказе Владимира Набокова "Весна в Фиальте"

    Рассказ В.Набокова "Весна в Фиальте" построен на воспоминаниях главного героя. Такая конструкция произведения делает хронотоп особенно важным. Пути героев сталкиваются именно в определенных местах. Значение места и времени проявляется на лексическом, синтаксическом и образном уровнях текста.

  • Роль хронотопа в рассказе Владимира Набокова "Тяжелый дым"

    В рассказе Владимира Набокова «Тяжелый дым», входящем в сборник рассказов «Весна в Фиальте», хронотоп является одним из ключевых компонентов текста. В работе описываются строение и функции хронотопа.

  • Роль художественной детали в произведениях русской классики

    В работе рассмотрен вопрос о художественной детали и её роли в произведениях русских классиков с точки зрения цветообразов, проанализирована символика цветов, камней-самоцветов и их связь с жизнью литературных героев (на примере некоторых произведений И.Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.Куприна). Анализ художественной детали позволяет лучше понять литературный мир, осознать эстетическую ценность языковых явлений, чутко и адекватно воспринимать язык произведения.

  • Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова

    В работе проводится исследование такого литературного приема, как художественная деталь. Писатели, работающие в жанре рассказа, для того чтобы как можно выразительнее описать героя произведения, чтобы раскрыть его образ, пользуются этим приемом. Виртуозность использования художественной детали и закрепила за Чеховым славу мастера рассказа. Именно поэтому исследование данного художественного приема ведется на примере рассказов Чехова.

  • Роль художественных деталей в рассказах А.П. Чехова

    На основе анализа произведений А.П. Чехова "Учитель словесности", "Мужики" и "Огни" ученица определяет роль художественных деталей в творчестве писателя: философское отступление, отражение быта героев, изображение переживаний людей, проявление интереса ко всему живому и неживому в этом мире.

  • Роль художественных средств в стихотворениях С.Есенина "Береза", "Черемуха"

    В исследовательской работе представлен комплексный анализ текстов стихов С.Есенина, выявлены художественные средства, которые были использованы поэтом, определена их роль в стихотворениях.

  • Роль цвета в романах Ф.М. Достоевского

    C.М. Соловьев в своей книге «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского» анализирует употребление писателем розового, голубого, желтого, красного цветов. Опираясь на данное исследование и художественный текст романов «Преступление и наказание» и «Идиот», мы попытались рассмотреть роль цвета в описании портретов героев, одежды, интерьера, природы, и сделать собственные наблюдения и выводы. Таким образом, цель нашей работы – через поэтику выявить особенности художественного метода и стиля Ф.М. Достоевского.

  • Роль цвета, света и звука в ранних повестях Н.В. Гоголя

    Настоящая работа посвящена подробному анализу таких несубъективных форм выражения авторского сознания, как цвет, свет и звук; выявлению своеобразия творческой манеры изображения Н.В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

  • Роль цветовой лексики в поэзии А. С. Ванюковой

    В ходе занятий на факультативе «Лингвокультурология как комплексная научная дисциплина: от теории к практике», я заинтересовался проблемой роли цветовой лексики в художественных текстах. Начал работу с изучения научной литературы по проблеме исследования. Очень люблю читать стихотворения своей землячки А.С. Ванюковой. Стихи у неё лёгкие и светлые. Они волнуют меня, радуют. Так определилась тема моей исследовательской работы.

  • Роль чтения в жизни современного школьника

    Вы помните, какую книгу читали в последний раз? Когда-то на уроке литературного чтения этот вопрос нам задала Людмила Степановна. Меня удивило то, что не все ребята смогли на него ответить. Мне стало интересно, чем же занимаются мои сверстники в свободное время, любят ли они читать? Поэтому цель моей работы — выяснить, почему современные дети перестали читать и как помочь ребёнку полюбить детскую книгу.

  • Роль эпиграфа в романе М.Семеновой "Волкодав"

    В работе рассматривается, как эпиграфы влияют на понимание текста, как они помогают автору в донесении идеи произведения.

  • Роль эпиграфов в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

    В работе освещено место и значение эпиграфов в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка". В проекте представлена самостоятельная классификация эпиграфов с точки зрения их источников и тональности; также эпиграфы рассматриваются как средства характеристики героев произведения и выражения главной идеи романа.

  • Роль эпистолярного жанра в жизни человека

    Работа раскрывает особенности эпистолярного жанра, знакомит с историей появления писем, с их разновидностями.

  • Роль юмора в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина

    В основе работы лежит исследование юмористических эпизодов повести "Капитанская дочка", определение средств создания комических ситуаций, определение роли юмора в произведении в целом.

  • Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как "энциклопедия русской жизни"

    Цель исследования — прочитать роман "Евгений Онегин" с позиции энциклопедии, то есть многогранного источника сведений о жизни русского общества первой половины XIX века, создать образ этой эпохи: рассмотреть тенденции моды в России этого периода и исследовать бытовую сторону жизни дворян (еду, ресторации, интересы, веру, занятия и развлечения).

  • Роман "Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни

    Работа представляет собой учебное исследование по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и статьям В.Г. Белинского. В проекте представлена достаточно исчерпывающая информация, доказывающая правоту слов критика. Данная работа может быть использована учителями литературы на уроках.

  • Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» почти восемь лет: начал его в Кишиневе в 1823 г., завершил в 1830 г. Болдинской осенью. За это время многое произошло в стране, в жизни самого поэта. Первые главы романа писались в период патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 г., когда в обществе были сильны надежды на преобразование России. Завершалась работа над романом совсем в другую эпоху, получившую название «николаевское безвременье». Контраст этих двух периодов, некоторая удаленность времени от описываемых событий, позволили автору выделить в них самое характерное, проанализировать истоки происшедших событий.

  • Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и портретная живопись начала XIX в.

    Удивительная страна искусства

    Работа состоит из трех частей: 1.Паспорт исследовательской работы, обзор использованной литературы. 2. Главы будущего учебника как продукта исследовательской деятельности: 2.1.Вступление, в котором объясняется, почему выбраны портреты художников – современников Пушкина. 2.2.Справка о жизни и творчестве Боровиковского, Тропинина, Кипренского. 2.3.Сравнение живописных портретов с литературными образами романа. 2.4.Задания для учащихся. 3. Итоги исследования. Список литературы.

  • Роман Б.Акунина "Алтын-толобас" как яркий пример "массовой литературы"

    Данная работа посвящена анализу романа Бориса Акунина "Алтын-толобас". Основной вопрос исследования: "К какому направлению современной русской литературы можно отнести роман Б.Акунина "Алтын-толобас"? В ходе аналитического прочтения произведения были собраны доказательства того, что "Алтын-толобас" - яркий пример "массовой литературы".

  • Роман Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Опыт психолингвистического анализа

    Цели работы — исследовать основные проблемы произведения "Над пропастью во ржи", отследить основные языковые средства выражения этих проблем, раскрыть мастерство писателя в изображении характера главного героя романа. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала на занятиях по страноведению и на уроках литературы при изучении творчества зарубежных писателей, при анализе литературных произведений, на уроках обществознания.

  • Роман Е.Замятина «Мы» и повесть братьев Стругацких «Хищные вещи века» — произведения-предупреждения

    Исследовательская работа выполнена ученицей на материале двух произведений-антиутопий: романа Е.Замятина «Мы» и повести братьев Стругацких «Хищные вещи века». Автор тщательно изучила тексты произведений, нашла общие позиции для сопоставления: замысел произведений, их проблематика, характеры героев. Ученица сумела показать, что главная задача писателей — «вернуть людям духовное содержание», помочь человеку осознать себя человеком.

  • Роман И.С.Тургенева "Рудин" и эволюция романтического образа в творчестве Н.В. Станкевича

    В работе отражены особенности изучения романа, уделено большое внимание прототипам Д.Рудина, атмосфере кружка Н.В. Станкевича, оказавшей несомненное влияние на развитие идей героя, рассмотрено отношение Рудина к любовной стихии.