Литературоведение
Работы: Учебный год: Сортировка:
-
"Древние" наречия в современном русском языке
В настоящей работе представлены способы образования наречий в древнерусском и старославянском языке, а также идентичность системы образования и правописания «древних» наречий и наречий современного русского языка.
-
"Другая жизнь", или Социальное пространство в рассказе Т.Толстой "Факир"
Автор работы проводит исследование по факту влияния социальной среды на характер и поступки героини рассказа, тщательно анализируя при этом три социальных пространства: мир семьи Гали и Юры, мир Филина и мир природы,
-
"Другая" жизнь "Евгения Онегина" в русской литературе
В исследовательской работе поднимается проблема «перепева» Д.Д. Минаевым романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». При изучении произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Д.Д. Минаева «Евгений Онегин нашего времени», статьи Д.И. Писарева «Белинский и Пушкин» (гл. «Евгений Онегин»)», В.Г. Белинского «Евгений Онегин» в проекте ставится главная задача — понять, какой отклик получил роман в стихах А.С. Пушкина в отечественной литературе.
-
"Другая, жестокая" проза в литературе постмодернизма
В работе дается понятие постмодернизма, раскрываются его отличительные признаки, свойства, положения концепции постмодернизма. Более подробно рассматривается "другая", "жестокая" проза постмодернизма на примере произведений С.Каледина "Смиренное кладбище", "Стройбат". Выявлены основные принципы этой прозы.
-
Дружба в жизни и поэзии А.С. Пушкина
В работе анализируются лирические произведения А.С. Пушкина, написанные о дружбе и друзьях. Стихотворения рассматриваются через призму биографии поэта. В центре внимания — лицейский период творчества А.С. Пушкина, а также произведения, написанные в более поздний период, к лицейским годовщинам ("Роняет лес багряный свой убор..."; "19 октября 1827"; "19 октября 1828" и другие).
-
Дружба в жизни человека (на литературном материале – лирике А.С. Пушкина)
Работа содержит анализ художественного материала — стихотворений А.С. Пушкина. Я попыталась разобраться в том, что такое настоящая дружба и какую роль она играет в нашей жизни. И убедилась, что и для А.С. Пушкина дружба — это великое, прекрасное, животворящее чувство. В своей работе я попыталась рассказать и доказать, что дружба бывает не только тусклой и серой, но и радостной и приносящей вдохновение. Для этого я обратилась к некоторым страницам биографии А.С. Пушкина, его лирическим произведениям, чтобы еще раз убедиться в непреходящей ценности творчества поэта, а также провела микроисследование среди учащихся школы о роли дружбы в нашей жизни (анкета прилагается).
-
Дружба глазами детских писателей
Раньше настоящая дружба почиталась как одна из человеческих ценностей. Сегодня дружба ни к чему не обязывает. Современные дети просто не знают, кто такой настоящий друг, называют друзьями своих приятелей. В данной работе раскрываются понятия "дружба", "друг", "дружить". На основе художественных произведений выведены качества друга, законы дружбы. В работу включен список книг о дружбе, которые можно рекомендовать детям.
-
Дружба и друзья в художественных произведениях и мультипликациях
В представленной работе, в виде увлекательного путешествия в сказочный и мультипликационный мир, раскрывается тема дружбы. Дается определение, рассматриваются виды и значение дружбы. Цель работы: сформировать представления о качествах, необходимых в дружбе. Данный материал можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения.
-
Дружеское письмо как межстилевое явление (на примере писем А.С. Пушкина к жене)
Представлена теория эпистолярного жанра в русской литературе; рассмотрены письма А.С.Пушкина к жене, которые являются важными свидетельствами их взаимоотношений, а также в большей степени, чем художественные произведения, раскрывают нам внутренний мир писателя.
-
Друзья и враги Емельяна Пугачева (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Прочитав произведение А.С. Пушкина "Капитанская дочка", автор захотела подробнее рассмотреть следующие вопросы: как удалось поднять Е.Пугачеву восстание против самодержавия; кто был его врагом, а кто другом; кто предавал, а кто называл его "братом"?
-
Друзья из мультфильмов "Смешарики"
Каждый мультфильм – история, которая обязательно чему-нибудь учит детей и взрослых: дружить, любить, беречь и т.д. И иногда у нас возникает желание быть похожим на того или иного персонажа с экрана. Как появляются герои мультфильмов? Кто придумывает их образ, характер, голос, привычки? А может быть, их не придумывают, а берут из жизни, «срисовывают» с реальных людей или животных? Может быть, мультипликационные герои среди нас? В своей работе мы постарались найти ответы на эти вопросы.
-
"Друзья, прекрасен наш союз" (дружба в понимании наших современников и в лирике А.С. Пушкина)
Мы задались вопросом, какой смысл вкладывают в слово «дружба» наши современники, и таким ли было понимание этого слова у современников А.С. Пушкина? Чтобы ответить на свои вопросы, мы провели социологический опрос среди учеников, учителей нашей школы, среди родителей, изучили лицейский период жизни А.С. Пушкина, познакомились с его произведениями, посвященными теме дружбы.
-
Дух украинского народа в сборнике произведений Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Нелегким для Н.В. Гоголя был поиск своей темы, своей тропы в литературе. Он в Петербурге, а воображение переносит его в Малороссию, откуда еще так недавно он стремился уехать, чтобы не "погибнуть в ничтожестве". На малороссийском материале писатель-романтик создал свою поэтическую утопию: в ней выражены его представления о том, какой должна быть жизнь народа, каким должен быть человек.
-
Духовное становление главного героя книги Ивана Шмелева "Лето Господне"
В процессе анализа романа И.Шмелева "Лето Господне" автор пытается с позиций православной культуры доказать, что духовно-нравственное взросление ребенка происходит при наличии трех основных условий: погружение в среду православной культуры, общение с природой как духовным учителем и общение с духовно богатыми людьми.
-
Духовной жаждою томим…
Александр Сергеевич Пушкин и Мацуо Басё... Прикоснувшись к творчеству этих великих поэтов, я открыла новый удивительный, чудесный, неповторимый мир. Мир, в котором природа оживает на страницах книг. Два совершенно разных человека, с разным мировоззрением, но природа все же объединяет их.
-
Духовные основы поэзии Ивана Арбиты (опыт исследования)
Работа представляет собой опыт обобщения семнадцатилетнего исследования учащимися лицея первых сборников поэзии Ивана Арбиты, ставшего одной из жертв сталинских репрессий. Проведен опыт осмысления поэзии Арбиты в контексте духовной основы русской классической литературы, а также анализ некоторых трудов философа И.А. Ильина и Нобелевской лекции А.И. Солженицына.
-
Духовный мир литературной сказки А.Н. Островского "Снегурочка"
Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.
-
Духовный мир современного человека на страницах постмодернистской литературы
Статья представляет попытку проанализировать произведения постмодернистской литературы с точки зрения раскрытия духовного мира современного человека. Рассматриваются произведения Т. Толстой «Круг» и «Чистый лист» и Л. Петрушевской «Свой круг» и «Через поля».
-
Душа цветов
Автор, используя литературные источники, проанализировал таинственные и лечебные свойства цветов, упоминаемые в старинных легендах. Доказывается личное мнение о том, что у каждого живого цветка есть своя душа. Приведены примеры из детской литературы.
-
Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Работа позволяет увидеть помещиков гоголевского времени и разглядеть черты тех помещиков в современных людях. Материалы работы могут быть использованы на уроках литературы и на внеклассных занятиях.
-
Дуэли и дуэлянты в русской литературе
Исследовательская работа о роли дуэлей в жизни русских писателей XIX века и о значении поединков в раскрытии идейного содержания художественных произведений русской литературы XIX века и характеров их главных героев. В работе систематизирован материал из истории возникновения дуэли в России, составлен словарь терминов. Данный проект может быть использован в качестве иллюстративного материала на уроках литературы и во внеклассной работе.
-
Дуэли Лермонтова
Некоторые аспекты жизни великих людей покрыты тайной, как и роковая дуэль между М.Ю. Лермонтовым и Н.С. Мартыновым. Изучение подобных загадок всегда было и будет актуальным, интересным и увлекательным. Изучение подобной темы поможет нам лучше узнать культуру и быт того времени, обычаи и нравы, а это, в свою очередь, расширит наш кругозор. И иногда, изучая конфликты прошлого, можно разобраться в конфликтах настоящего.
-
Дуэли Лермонтова и его Героя
Данная работа рассматривает две дуэли поэта М.Ю. Лермонтова и героя его романа "Герой нашего времени". Объектом исследования является развитие темы человеческого достоинства, нравственного выбора героев. В работу также введен биографический компонент, связанный с дуэлями в судьбе Лермонтова.
-
Дуэль в русской литературе
Дуэли появились в России в первые десятилетия XVIII в. среди иностранцев, а затем вошли в обычаи у русского дворянства, несмотря на законы, запрещавшие поединки. Во времена Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению. Ход дуэли как акта защиты дворянской чести регламентировался дуэльным кодексом, выработанным во Франции. Дуэльная практика основывалась больше на предании, чем на кодексе.
-
Дуэль в русской литературе XIX века
В работе рассказывается об истории появления дуэли в России, о правилах проведения поединков, о дуэльном кодексе, о том, какое место занимала дуэль не только в жизни светского общества, но и в руской литературе XIX века. Исследование проводится на материале произведений А.С. Пушкина "Евгений Онегин", "Капитанская дочка" и "Выстрел"; М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"; И.С. Тургенева "Отцы и дети"; Л.Н. Толстого "Война и мир".
-
Дуэль и честь
Цель данной работы: сравнить нравственные подходы к защите чести во времена А.С. Пушкина и в наши дни. Поставлены следующие задачи: изучить художественную, мемуарную, научную литературу о защите чести и дуэли А.С. Пушкина, провести социологический опрос среди населения и определить его отношение к дуэли.
-
Дуэль как проявление нравственной сущности героя (на материале художественных произведений XIX века)
Русская классическая литература, выполняющая воспитательную функцию, прививающая читателю морально-нравственные представления о достойном поведении в обществе, в качестве одного из средств раскрытия характера героя использовала дуэль. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой в своих произведениях испытывали героев дуэлью. Онегин и Ленский, Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий, Базаров и Павел Петрович Кирсанов, Пьер Безухов и Долохов – вот далеко не полный перечень дуэлянтов, отстаивающих свою честь или честь дорогого им человека с оружием в руках. В работе рассматривается характер нравственного поведения во время дуэли Онегина, Гринева, Печорина, Пьера Безухова. Автор анализирует, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Л.Н. Толстой используют прием поединка с целью раскрытия образов своих героев.
-
Дуэль как элемент дворянской культуры XIX века (на примере произведений А.С. Пушкина)
Исследование посвящено истории возникновения дуэли как общественного явления, особенностям ее развития в России XIX века. Иллюстративным материалом послужили произведения А.С.Пушкина.
-
Дуэль. Пушкин и Лермонтов
-
Дуэль: пережиток прошлого или способ решить проблемы по-мужски?
Работа представляет собой информационно-исследовательский проект по творчеству великих русских писателей XIX в.: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева. Целью написания данной научно-исследовательской работы является ответ на вопрос: в связи с чем исчезли дуэли как способ решения конфликтов? Рассмотрена история возникновения дуэли, дуэльный кодекс, проанализированы эпизоды дуэли в произведениях и причины их соответствия (несоответствия) кодексу.